В апреле для Роскосмоса наступит момент истины: состоится ли испытательный запуск с нового космодрома Восточный ракеты космического назначения (РКН) в составе ракеты-носителя (РН) «Союз-2. 1А» и разгонного блока (РБ) «Волга» или будет вновь перенесен?
Напомним, что старт был назначен на 25 декабря 2015 года, но Владимир Путин благоразумно решил не торопиться: «Не нужно никаких реляций победных, нам нужен качественный результат». Глава государства выразил надежду, что удастся управиться к Дню космонавтики, то есть к 12 апреля 2016 года. Но если и к этому дню не будет все готово, то сроки могут быть перенесены, добавил президент.
Владимир Путин готов пожертвовать даже частью собственного авторитета, чтобы сохранить для нерадивых чиновников единственный шанс исполнить ими же составленные планы. Так уже случилось однажды, когда на Северном флоте в присутствии президента на ракетном подводном крейсере стратегического назначения баллистическая ракета межконтинентальной дальности «отказалась» покинуть свою шахту. Чтобы сгладить конфуз подводников, Владимир Путин сказал: это был условный пуск.
Сегодня «условный пуск» – на космодроме Восточный. После многих лет работы выясняется, что нового корабля, который должен полететь менее чем через три года, у России нет и не будет, как не будет и стартового комплекса для его запуска. А стартовый комплекс для РН «Ангара» надо переделать, из двух пусковых установок оставить только одну.
Для сравнения, на Байконуре – 9 типов стартовых комплексов и 15 пусковых установок (ПУ). Из них 8 уже не используются из-за их старения, разрушения, в том числе и по причине аварийных запусков. В среднем получается потеря одной ПУ каждые семь лет. Кроме того, ПУ надо ремонтировать после 20 запусков. Если распределить нагрузку поровну между двумя космодромами – Байконуром и Восточным, через два года единственная ПУ на Восточном встанет на ремонт.
Еще одна авантюра – изменение проекта стартового комплекса для РН «Ангара». Его надо приспособить для запусков сразу трех типов РН: «Ангара-А5», «Ангара-А5П» и «Ангара-А5В». Надо изменить документацию монтажно-испытательного, командно-измерительного комплексов, других элементов инфраструктуры. Сложнее всего приспособить стартовый «стол» для трех типов ракет, у которых первые ступени имеют разные обвязки, состоящие из двух, четырех и шести универсальных ракетных модулей и соответственно разные контуры и диаметры.
Ранее глава Научно-технического совета Роскосмоса Юрий Коптев сообщил журналистам, что стоимость создания новой модификации ракеты-носителя «Ангара-А5В» составит 37 млрд руб., а вся программа с учетом строительства и оснащения наземной инфраструктуры – 150 млрд руб. Из проекта «Федеральной космической программы на 2016–2025 годы», подготовленного для внесения в правительство, следует, что госкорпорация «Роскосмос» не планирует до середины следующего десятилетия пуски тяжелой ракеты-носителя «Ангара-А5В». В таком случае надо ли менять стартовый комплекс сейчас под несуществующую ракету?
Все это похоже на планирование очередного большого «распила» бюджетных средств на Восточном. Напомним, на реализацию подпрограммы «Создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома Восточный», согласно паспорту Федеральной целевой программы «Развитие российских космодромов на 2006–2015 годы», из бюджета было выделено более 61,7 млрд руб. Кассовое исполнение, по данным Федерального казначейства по состоянию на 1 декабря 2015 года, составило около 31 млрд руб. В Федеральном реестре государственных контрактов значится сумма более 20,5 млрд руб. А в ходе прокурорских проверок были выявлены факты хищений, причинившие ущерб на 7,5 млрд руб.
Подведем итог. Целью программы «Развитие российских космодромов на 2006–2015 годы» было, как это записано в документе, создание на российской территории полнофункциональной наземной инфраструктуры для обеспечения запусков всего спектра перспективных отечественных ракет космического назначения и космических аппаратов оборонного назначения на все требуемые высоты и наклонения орбит, а также создание необходимых предпосылок для обеспечения гарантированного независимого доступа и постоянного присутствия Российской Федерации в космосе и проведения ею независимой космической политики. 2015 год закончился. На Восточном запуск отложен и неизвестно когда состоится. О запусках «всего спектра перспективных отечественных ракет» и подавно говорить не приходится, по крайней мере до 2025 года. В прошлом году выполнено строительство объектов первой очереди, то есть для обеспечения запусков РН «Союз-2.1А». При этом большую часть средств Роскосмос не освоил.
Кто будет отвечать за космический провал? С апреля 2011 года по август 2015-го сменилось четыре руководителя космического агентства. Каждый из них за время пребывания в должности не успевал навести порядок, зато вносил дезорганизацию. Есть только один «долгожитель» в Роскосмосе, который в «Плане деятельности агентства на 2013–2018 годы» указан ответственным за готовность космодрома Восточный к запускам полезных грузов. Это Александр Иванов, в недавнем прошлом – первый заместитель руководителя, а ныне – временно исполняющий обязанности руководителя Роскосмоса. Но и к нему претензий быть не должно. Ведь «План деятельности агентства» в корне отличается от Федеральной целевой программы и с самого начала не содержал и намека на готовность космодрома к запуску ракет в 2015 году. Наоборот, «степень удовлетворения условий готовности космодрома Восточный к запускам полезных грузов и эффективному функционированию наземной космической инфраструктуры и космических средств» в 2015 году должна составлять 49,5%, в 2016-м – 50,4%, в 2017-м – 54,5%, в 2018-м – 62,9%.
Космодром – это своего рода живой организм. Но если он жив только на 50%, то он скорее мертв, чем жив. И за его «смерть» никто не несет даже административной ответственности.