Фото Reuters
Бюджетный кризис и падение доходов неизбежно приведут к росту протестных настроений в России. Население – как самая большая и разобщенная группа – уже стало объектом для атаки более организованных групп лоббистов, которые добиваются перераспределения денег граждан в свою пользу. Доходы перераспределяются путем введения новых налогов и сборов, через монополизацию рынков, искусственное ограничение конкуренции и повышение цен. Последние примеры из этой тенденции – это лоббирование энергетиками нового «налога на провода» (см. «НГ» от 17.12.15) или ограничения для трансграничной интернет-торговли по требованию ретейлеров (см. «НГ» от 29.10.14). Сюда же можно отнести корыстное использование лоббистами и конфликта с Турцией по принципу «кому война, а кому – мать родна». Вчера замглавы Минпромторга Виктор Евтухов заявил, что его ведомство внесло в правительство предложение о запрете импорта 80% товаров турецкой легкой промышленности, которые до сих пор не подпадали под эмбарго. (Позже пресс-секретарь премьера РФ Наталья Тимакова заявила, что в правительстве не рассматривают предложения по ограничению импорта турецкой продукции легкой промышленности, в сегменте детских товаров).
Запрет турецкого импорта, по словам чиновников, нужен, «чтобы создать благоприятные условия для наших производителей, которые способны заместить турецкие товары». Для населения РФ эти «благоприятные условия» обернутся повышением цен на продукцию отечественного легпрома, который, похоже, способен конкурировать только при отсутствии конкурентов.
До сих пор усилия лоббистов были направлены в основном на освоение государственных ресурсов. Но после начала бюджетного кризиса «кормовой базой» становятся уже ресурсы населения. Да и само государство будет увеличивать доходы казны за счет граждан. Ведь население не имеет политических инструментов для экономической защиты, тогда как бизнес более организован и может эффективнее отстаивать свои интересы.
Сегодня сборы налога на доходы физических лиц составляют чуть больше 10% от всех доходов консолидированного бюджета РФ вместе с бюджетами внебюджетных фондов. Доля всех налогов на имущество – лишь 3,6%. В то же время доля налогов на добычу полезных ископаемых – почти 11%. Еще 18% дают таможенные пошлины и 9% – налог на прибыль организаций.
Но затяжной кризис может изменить структуру доходов бюджета РФ, приблизив ее традиционной капиталистической, в которой около половины доходов формируют индивидуальные налоги. Бизнес убедит правительство, что повышать налоги для него во время экономического спада не следует. В результате основным источником пополнения госбюджета оказываются деньги населения.
Местные власти уже кое-где объявили о повышении ставки налога на имущество. Но и без роста ставок налоговые платежи граждан увеличиваются за счет повышения налоговой базы при переходе расчета по кадастровой стоимости недвижимости.
Новые виды дополнительных сборов появляются как грибы после дождя: для развития внутреннего туризма регионы вводят курортные сборы, местные монополисты придумывают абонентскую плату за пользование инфраструктурой, вводят нормы потребления.
Увеличение налогов и сборов могло бы пройти относительно безболезненно в период стабильного роста. Но в условиях падения доходов граждане болезненно воспринимают каждый новый сбор, платеж или налог. Негативный опыт внедрения дорожных сборов для большегрузов – это пока первый индикатор растущего напряжения.