Выступление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на заседании СБ ООН после принятия резолюции в поддержку «венского процесса», Нью-Йорк, 18 декабря 2015 года. Фото с официального сайта Министерства иностранных дел Российской Федерации
Россия и США сыграли решающую роль во встрече по Сирии в Нью-Йорке, показав, что могут договариваться, когда это необходимо. По итогам третьего раунда переговоров Международной группы поддержки Сирии с участием глав МИД 18 стран в пятницу был согласован проект резолюции Совета Безопасности ООН, который через несколько часов был одобрен на внеочередном заседании СБ. Тем самым был утвержден план мирного урегулирования гражданской войны в Сирии, унесшей жизни 250 тыс. человек.
Резолюция знаменательна, так как впервые за пять лет конфликта Совбез смог преодолеть глубокий раскол и выступить единогласно за политическое разрешение ситуации в Сирии. Комментируя итоги заседания, госсекретарь США Джон Керри поблагодарил главу МИДа Сергея Лаврова, который «помог привести все стороны к столу переговоров, создать базу, которой не было все эти годы». Резолюция шире открывает дверь для координации действий России и США в операции против «Исламского государства» (ИГ, запрещенная в России террористическая группировка. – «НГ»), добавил он. В общем, тональность госсекретаря выглядела прямо противоположной тому, что еще неделю назад говорилось о России представителями администрации США.
Совместная работа над резолюцией, визит Керри в Москву, учтивый стиль его общения с президентом Владимиром Путиным и Лавровым создали у наблюдателей ощущение, что серьезнейшее похолодание, возникшее между Вашингтоном и Москвой после присоединения Крыма к России и ее поддержки ополченцев на востоке Украины, может смениться более теплыми отношениями. Тем более что Керри публично отказался от американской политики изоляции в отношении России. «У нас нет политики, которая ставит своей целью изоляцию России», – заявил он в Москве.
В Вашингтоне не могут не признавать очевидное. Без России сирийский кризис разрешить не удастся, да и вытеснить Россию с Ближнего Востока тоже не получится. При этом есть понимание ограниченности возможностей самих США и их союзников в борьбе с терроризмом. Не случайно Керри фактически прилетел в Москву просителем от имени Барака Обамы. Американский президент плохо представляет, что делать с войной в Сирии, ИГ и угрозой террора в самих Соединенных Штатах. Незадолго до теракта в Сан-Бернардино он говорил об отсутствии опасности для Америки. Теперь он пытается убедить американцев в том, что они в безопасности, несмотря на террористическую угрозу, по его словам, реальную и «эволюционировавшую в новую фазу», включающую саморадикализацию.
Так что речь идет о локальном согласии между Москвой и Вашингтоном, да и то не по всем аспектам. Камни преткновения – судьба президента Башара Асада и отношение к различным силам, которые ведут свою борьбу в Сирии: кого считать террористом, а кого – умеренной оппозицией. Так, в тексте резолюции отсутствует упоминание Асада – ключевой пункт разногласий между Россией и Западом остается неразрешенным. Хотя Reuters со ссылкой на дипломатические источники на днях сообщило, что в Москве якобы неофициально говорят о готовности согласиться на уход Асада и даже обсуждают кандидатуры его возможных преемников.
России и США мешают и конкурирующие интересы их союзников в регионе. Саудовская Аравия, Катар, Турция вложили огромные средства в проект «Сирия без Асада» и готовы продолжать войну. При этом на первом месте у них – противодействие усилению Ирана, а борьба с ИГ – только на втором.
Говорить же о кардинальном изменении американской политики по отношению к России не только преждевременно, но и опрометчиво. Ведь США не собираются отказываться от антироссийских санкций и переворачивать страницу, оставляя в прошлом украинский кризис. Но даже если бы Обама и захотел изменений на российском направлении, он пропустил момент – Америка вступила в избирательный цикл. И для новых инициатив у него уже, похоже, нет политического капитала.