На фото Кендрик Уайт. Фото сайта программы ЭВРИКА
Два дня назад Министерство юстиции РФ сообщило о включении Американо-российского фонда по экономическому и правовому развитию (U.S. Russia Foundation for Economic Advancement and the Rule of Law, USRF) в реестр нежелательных организаций. Решение было принято в соответствии с постановлением Генпрокуратуры РФ.
На это решение Минюста отреагировал посол США в России Джон Теффт, назвавший его преднамеренным шагом с целью дальнейшей изоляции россиян от всего мира. Естественно, что откликнулись и те эксперты, которые всегда в таких проектах усматривают, возможно, иногда справедливо, опасность расхищения чужестранцами российских идей и талантливых специалистов. Один из комментариев отличался публицистическим изяществом: «Мозги не сами утекают. Их, как поршнями, толкают по проложенным «коридорам». Один из таких каналов вывода умов и технологий – программа ЭВРИКА фонда USRF, заслуженно внесенного в список нежелательных организаций».
ЭВРИКА – это название программы развития научно-исследовательского и предпринимательского потенциала российских университетов, которая реализуется на базе нескольких вузов, один из которых – Нижегородский госуниверситет.
Нынешним летом зрители «Вестей недели с Дмитрием Киселевым» могли увидеть и услышать американца Кендрика Уайта, тогда проректора ННГУ по инновациям. Два года назад этот человек создал вместе с ННГУ Центр коммерциализации технологий и проект «Марчмонт-ННГУ венчурная лаборатория». За это время было подготовлено 17 высокотехнологичных проектов. Дважды в год креативные команды ННГУ выезжали к партнерам в университет штата Мэриленд для тренингов и поисков инвесторов.
Все это критиками деятельности Уайта трактовалось как заговор, способствующий утечке мозгов из страны с использованием средств российского бюджета. Подозрения привели к тому, что быть проректором Кендрик перестал, но центром еще занимается.
Когда возник этот конфликт, неутомимый Уайт дал большое интервью Радио «Свобода». Из него можно понять многое об этом человеке и его отношениях с Россией. Он здесь живет уже 22 года. Любовь к России у него от матери, которую когда-то учила живописи русская художница. И от русской жены, которая, как и их дети, о переезде в Америку и думать не хочет. Нижний Новгород перестроечных лет покорил американца открытостью к переменам.
Поэтому и сегодня позиция Кендрика Уайта проста и принципиальна. Изучая крупнейшие технологические прорывы последних 50 лет, происходившие в Китае, Германии, США, он убедился в том, что научная основа многих наиболее эффективных инноваций имела российское происхождение. А работая в России с представителями эффективных вузов и научных институтов, он обнаружил немало высокообразованных специалистов, обладающих огромным творческим потенциалом.
С другой стороны, Уайт убедился, что существующая государственная система не предлагает таким креативным людям никакой поддержки для развития инновационного бизнеса в собственной стране. И он решил создать именно в России «современную экосистему для инноваций, которая позволила бы ученым и студентам строить свой бизнес на родине, а не в США».
Когда же он сказал одной российской журналистке, что в компаниях, которые создает его команда, доля университета составляет 34%, она ему не поверила. Нетрудно заметить, что USRF попал в список нежелательных организаций чуть позже, чем там оказался Фонд Сороса «Открытое общество». О заслугах кардинала финансового мира в развитии культурных проектов для России можно спорить. Но ему до этих споров дела нет. Там, где Соросу мешают, он перестает помогать.
Джордж Сорос – финансист и филантроп. На Россию он тратил лишь деньги. Уайт на сегодняшнюю Россию тратит себя. И это дорогого стоит.