Фото Reuters
Фонд «Общественное мнение» недавно спросил россиян, нужны ли им социологические опросы. Три четверти ответили, что они нужны. Треть относится к опросам с интересом. Но при этом половина наших сограждан признала – отвечая, люди не всегда искренни.
Тем не менее исследовательские службы работают, и они особенно активны, когда в обществе происходят какие-то важные события, перемены, а то и кардинальные сломы в привычном ходе вещей.
Текущую жизнь спокойной назвать трудно. События в Украине, участие РФ в сирийском конфликте, гибель российского самолета над Синаем. Наконец, кризис, тяжесть которого умножена международными санкциями. Так что у власти есть поводы опасаться общественных протестов.
Но, как выяснил Левада-Центр, только 11% россиян согласны выйти на акции с экономическими требованиями. В политических же протестах готовы участвовать лишь 8%. Аналитики считают, что сегодня населению важнее «порядок в стране», а не материальное благополучие. Кроме того, опрошенные не полагаются на эффективность митингов. Сейчас 77% мало верят в то, что граждане выйдут требовать повышения уровня жизни.
Замдиректора Левада-Центра Алексей Гражданкин считает, что люди напуганы событиями в Украине, когда «протестные акции переросли в гражданскую войну», – пример соседней страны снизил желание россиян выходить на митинги.
Это то, что касается внутренней жизни. Другое дело – внешние угрозы.
Недавно ВЦИОМ измерял так называемый индекс страхов относительно международной напряженности. Выяснилось, что с июля по октябрь этот показатель вырос на 10 пунктов, достигнув максимума за десять месяцев. Международные конфликты сегодня считают вполне реальной угрозой для России 62% россиян.
В то же время по октябрьскому опросу Левада-Центра к нанесению Россией ударов по сирийским позициям запрещенного у нас «Исламского государства» положительно относятся 72% россиян. Негативное мнение выразили лишь 14%, и столько же затруднились ответить.
Конечно, эти результаты могут измениться, если будет установлено, что экипаж и пассажиры российского самолета стали жертвами террористического акта исламских террористов. Но в какую сторону изменятся эти проценты, угадать не так просто.
Потому что когда был задан другой вопрос: может ли наше военное вмешательство в Сирии перерасти для РФ в «новый Афганистан», то 46% ответили «Безусловно» и «Вполне вероятно». Маловероятным такое развитие назвали 32%. И только 6% сочли, что «второй Афган» для России исключен.
Такие ответы не удивительны для граждан страны, в которой уже 80% уверены, что у России есть враги. Мало того, 54% считают, что это враги как внешние, так и внутренние.
Скачок оборонного сознания не был бы возможен без усилий телепропаганды, сделавшей все, чтобы вырастить такую тревогу, что мобилизует, сплачивает и, судя по соцопросам, формирует в человеке вольное согласие выбрать любые самоограничения, лишения и даже жертвы во благо России. Вопросы о реальности угроз и о том, благо ли это на самом деле, не обсуждаются, когда речь идет о готовности защитить нажитую за два десятилетия стабильность.
Как установил в исследовании системы ценностей ФОМ, при дилемме стабильность или свобода подавляющее большинство россиян (73%) выбирает стабильность. А больше половины наших граждан готовы поменять свободу на материальное благополучие.
Но ощущение свободы влияет на другие, пока непонятные большинству аспекты жизни человека. Люди, чувствующие себя свободными, чаще полагаются на себя и считают, что успех зависит лишь от них самих. В этой свободе всегда есть место и осмысленному патриотизму, а не крикливому «духоподъему», опасному прежде всего для самой России.