Фото пресс-службы МО РФ
Уже неделю Минобороны РФ ежедневно отчитывается об авиаударах по позициям запрещенной в России террористической группировки «Исламское государство» (ИГ) в Сирии. Похоже, Москва гордится военным вмешательством в сирийский конфликт, благодаря которому вернулась на мировую арену, заставив Запад разговаривать с собой на равных. Хотя после недавней встречи Владимира Путина с Бараком Обамой на полях 70-й сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке операцию можно было бы и не начинать.
СССР долгое время играл на Ближнем Востоке важную роль, и теперь Москва снова рассчитывает получить рычаги влияния на регион. Однако нынешняя военная активность в Сирии таит для России серьезные риски.
Вероятно, Запад должен будет реагировать на действия Москвы, так как большинство его упреков в адрес российских ударов состоит в том, что бьют они не столько по ИГ, сколько по тем, кого Вашингтон относит к умеренной сирийской оппозиции. На днях Обама впервые распорядился поставить боеприпасы и некоторые виды вооружений напрямую повстанческим формированиям, оппозиционным президенту Башару Асаду. В целом планируется оснастить от 3 до 5 тыс. бойцов. Не исключено, что дело дойдет до прямого столкновения с Россией. Тем более что представители умеренной оппозиции, в существовании которой сомневаются российские власти, призвали страны региона объединиться, чтобы противостоять «российско-иранской оккупации» Сирии.
Россия может увязнуть в войне, как в свое время в Афганистане. Боевики ИГ уже обстреливают нашу военную базу около Латакии, а руководство «Аль-Каиды» в Сирии предложило награду в более чем 21 тыс. долл. за поимку любого российского солдата.
Российские авиаудары приведут к появлению новой волны иностранных добровольцев и укреплению позиций джихадистов в регионе. Об этом предупреждали американские разведчики с тех пор, как Москва начала усиливать военное присутствие в Сирии. «Несомненно, экстремисты попытаются расширить вербовочную кампанию среди потенциальных иностранных бойцов, пользуясь усилением роли России в Сирии. Это может также активизировать усилия джихадистов как в самой Сирии, так и за ее пределами», – заявил в сентябре представитель спецслужб США, занимающийся борьбой с терроризмом.
Схожие тревоги выразили и дипломаты, утверждающие, что действия России играют на руку ИГ и таким группировкам, как «Джебхат ан-Нусра». Госсекретарь США Джон Керри заявил в интервью CNN, что из-за развития ситуации в Сирии Россия «вполне может стать мишенью для суннитских джихадистов». Такими он видит последствия поддержки шиитского режима Асада.
О том, что действия России станут катализатором мирового джихада, свидетельствует призыв саудовских проповедников к мусульманским странам объединиться во имя священной войны против правительства Сирии и его «иранских и российских покровителей». Свыше 50 исламских богословов обратились к мусульманскому миру с просьбой об оказании моральной, материальной, политической и военной поддержки тем, кого называют святыми воинами Сирии. В случае их поражения наступит черед других суннитских государств, процитировало в понедельник заявление проповедников агентство Reuters.
Российскую операцию в Сирии они сравнивают с кампанией советских войск в Афганистане, которая также привела к объявлению джихада. А ведь многие современные террористические группировки как раз уходят корнями в противостояние с бывшим СССР в Афганистане.
Но страшнее всего, если у террористов, которых Россия пока атакует с воздуха, получится нанести ответный удар на российской территории. Представитель руководства ИГ объявил о создании кавказской ветви и о возможности развязать священную войну в России. Москва всерьез опасается возвращения террористов из Сирии и Ирака, и эти опасения имеют реальную основу.