Далеко в прошлом осталась ситуация, когда даже стратегические бомбардировщики Вооруженных сил России летали, используя данные американской навигационной системы GPS. Теперь, как заявил на днях вице-премьер Дмитрий Рогозин, наша страна наряду с США смогла создать глобальную навигационную систему – «вторую, а возможно, будем надеяться, и первую по точности». Во всем мире она известна под названием ГЛОНАСС.
Отечественная навигационная система позволила российской авиационной группировке в Сирии совершать полеты и бомбить позиции террористических группировок независимо от GPS. И это имеет принципиальное значение, но главное – гарантирует максимальную эффективность наносимых ударов с воздуха. Ведь российские военные не доверяют информации системы GPS, поскольку в нее могут вноситься преднамеренные искажения. Об этом в прошлую субботу сообщил в эфире радиостанции «Русская служба новостей» начальник штаба 15-й армии Воздушно-космических сил РФ генерал-майор Анатолий Нестечук.
«Как показал анализ военных конфликтов, активно используется возможность введения преднамеренных поправок. Мы не можем считаться с той информацией, которая дается GPS», – сказал Нестечук. По его словам, отечественная разработка ГЛОНАСС в настоящее время покрывает весь земной шар и продолжает развиваться. Он добавил, что «сегодня точность покрытия составляет около 3–5 метров, что сравнимо с показателями GPS». А месяцем раньше генеральный директор компании – разработчика ГЛОНАСС «Российские космические системы» Андрей Тюлин объявил, что точность отечественной навигационной системы к 2020 году должна вырасти до 0,6 метра. Причем сдача системы в эксплуатацию Министерству обороны РФ намечается уже в конце 2015 года или в начале 2016-го.
Между тем Дмитрий Рогозин сообщил журналистам: ныне орбитальная группировка ГЛОНАСС насчитывает 28 космических аппаратов, из которых 24 находятся на боевом дежурстве, 4 – в орбитальном резерве, и на Земле сформирован дополнительный резерв – 9 космических аппаратов, которые практически готовы к немедленному выведению на орбиту.
Правда, есть несколько, скажем так, проблемных моментов. До сих пор на орбите находятся лишь два космических аппарата нового поколения «Глонасс-К». Они вдвое легче своих предшественников «Глонасс-М» – масса новинки составляет 900 кг против полутора тонн старого образца. Но главное преимущество заключается в том, что «Глонасс-К» рассчитан на эксплуатацию в течение 10 лет, тогда как «Глонасс-М» обычно функционирует на орбите пять (в лучшем случае семь) лет. И один из разработчиков навигационной системы, глава компании ИСС Николай Тестоедов признал недавно на международном авиакосмическом салоне МАКС-2015: «Восемь спутников ГЛОНАСС находятся на орбите за пределами активного существования, но при этом работают нормально».
Многие специалисты и руководители ОПК считают это позитивным моментом. Хотя и заявили на днях, что в 2016–2017 годах орбитальная группировка ГЛОНАСС будет совершенствоваться за счет замены старых спутников на новые. Но давайте по-честному… Американские спутники системы GPS живут на орбите по 20 лет. Стало быть, по продолжительности жизни они вдвое превосходят наши новейшие разработки – «Глонасс-К». Что как минимум означает вдвое большие затраты.
И еще… По словам генерала Нестечука, в качестве основной элементной базы на борту космического аппарата «Глонасс-К» используются только отечественные комплектующие. А вот вице-премьер Рогозин признал, что, несмотря на усилия России по созданию собственной орбитальной группировки, в настоящее время чипсеты и навигационные модули (приемная аппаратура) для устройств ГЛОНАСС производятся по-прежнему за рубежом. То есть «враждебные закладки» в микросхемы спутников, команды по вмешательству в их работу уже невозможны, а в приемные устройства – вполне.