Фото Reuters
Сегодня премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху должен прибыть в Сочи для переговоров с президентом РФ Владимиром Путиным. Израильские и западные СМИ для себя четко определили, зачем глава правительства Израиля совершает эту поездку. Его задача – установить, с какой целью Россия наращивает военное присутствие в Сирии.
Предположений на этот счет высказывается масса. Мол, Москва хочет создать постоянную военную базу в Латакии, чтобы российская группировка служила противовесом доминированию шестого флота США в Средиземноморье. Москва хочет подпереть режим Башара Асада – свою единственную опору на Ближнем Востоке. И хочет подтолкнуть США к совместным действиям против запрещенной в РФ террористической группировки «Исламское государство».
Масла в огонь спекуляций подлило заявление пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова о том, что Москва рассмотрит возможность отправки российских войск, если такая просьба поступит с сирийской стороны. Каковы бы ни были подлинные замыслы Путина, по крайней мере он заставил с собой считаться. Вашингтон и лидеры ЕС рассчитывали с помощью санкций и политического давления сломить волю Кремля и превратить его во второстепенного игрока на мировой арене. Отправив корабли к побережью Сирии, перебросив несколько вертолетов и танков в Латакию, если верить американской разведке, Москва демонстрирует, что без ее участия международные проблемы не уладишь.
Вот на каком фоне пройдет встреча лидеров России и Израиля. На первый взгляд, у Нетаньяху не так много шансов разгадать загадку Путина. О практических результатах бесед глав дипломатических и даже военных ведомств России и США говорить рано. Однако у Нетаньяху есть некоторые преимущества по сравнению с его партнерами на Западе. И он вряд ли отправился бы в Сочи в канун Йом-Киппура – самого святого дня в иудаизме, если бы не надеялся на успех.
Во-первых, между Путиным и Нетаньяху установились доверительные личные отношения. В 2013 году они встречались в Москве, годом раньше – в Израиле. Они регулярно общаются по телефону. Москва ценит хорошие отношения с Тель-Авивом, считая, что примерно миллион бывших россиян или граждан СССР служат катализатором сотрудничества двух стран. Москва и Тель-Авив обеспокоены усилением радикального ислама в арабском мире.
В связи с событиями в Украине на Израиль оказывалось сильное давление с целью побудить его занять жесткую позицию в отношении РФ. Тем не менее сотрудничество с нашей страной осталось на прежнем уровне. Израиль не присоединился к антироссийским санкциям. Это нашло свое отражение в показателях двусторонней торговли. Несмотря на девальвацию рубля, товарооборот за первую половину 2015 года практически остался таким же, как в аналогичный период прошлого года, составив около 1,3 млрд долл.
Нетаньяху не собирается отговаривать Путина от поставок оружия Сирии, считают израильские комментаторы. Премьера беспокоит, как бы оно не попало к группировке «Хезболлах» в Ливане, врагу Израиля. Он хочет договориться о координации действий на тот случай, если российские МиГ-29 будут нести дежурство в Сирии.
Москва отвечает, что доказательств передачи российского вооружения ливанским шиитам нет. Кроме того, в Москве подвергают критике подход Тель-Авива к урегулированию с палестинцами. Создание Израилем поселений на Западном берегу реки Иордан негативно влияет на настроение арабов, используется радикалами, призывающими к уничтожению Израиля.
Как утверждает Jerusalem Post, поддержка Асада Москвой может принести стабильность в Сирию. А это было бы лучшим сценарием для Израиля. Разумное суждение. Во всяком случае, сверка часов лидерами в столь критический момент полезна. Она позволяет выявить, где интересы двух стран совпадают, а где расходятся.