На выборах в Новосибирский городской совет партийный список «Единой России» обошел список КПРФ на 1% голосов. На губернаторских выборах в Иркутске ожидается второй тур, поскольку кандидат от партии власти Сергей Ерощенко не смог преодолеть отметку в 50%. Критикам российской избирательной системы, внешним и внутренним, все это может быть предъявлено как свидетельство наличия политической конкуренции и демократии.
Критики, впрочем, считают более показательным то, что в некоторых регионах на выборы не был допущен ПАРНАС. Но официальная позиция по этой партии примерно понятна, она вполне отражена в послевыборных репортажах государственных каналов из Костромы. Утверждается, что ПАРНАС вел агрессивную и даже грязную кампанию, был далек от народа, который сразу после закрытия избирательных участков пошел на митинг движения «Антимайдан». Выбрал же народ, как сообщает ТВ, те партии, которые «не прекращали работать», то есть парламентские. ПАРНАСу же, как следует из рекомендаций госканалов, нужно быть аккуратнее при сборе подписей и ближе к избирателю, пока же его результат ниже 5%.
Прошедшие выборы, многими признанные скучными, предсказуемыми и бессодержательными, интересны как набросок того, что должно быть через год, во время выборов в Госдуму. Парламентские партии скорее всего сохранят свой статус. В борьбе списков кто-то из них может даже улучшить свой результат, не исключено, что и за счет «Единой России».
Власть не принимает аргументы критиков о замшелости и неподвижности политической системы. КПРФ и ЛДПР власть позиционирует как реальную, а вовсе не ручную оппозицию (достаточно послушать, как остро критикуют правительство в телеэфире Зюганов и Жириновский), как партии, стоящие на земле, имеющие свой сложившийся электорат. И реформа избирательного законодательства последних лет, его либерализация были проведены не потому, что старые политические структуры себя исчерпали. Поскольку ни одна новая партия не может результатами реформы воспользоваться, а некоторые и вовсе не участвуют в выборах, это лишь доказывает, что и старорежимная система вполне отражала интересы населения, и нечего было огород городить.
В соревновании списков «Единой России» и КПРФ на выборах в Новосибирский горсовет действительно зафиксирована ничья, обе партии получили по четыре кресла. Но единороссы взяли свое в 28 из 40 одномандатных округов. И это тоже своего рода набросок к федеральным выборам. По спискам выбирают бренды, и бренд «Единой России», конечно, не так привлекателен, как, например, бренд «Владимир Путин». Но то, что партия власти не соберет в борьбе списков, она возьмет среди одномандатников. Выдвиженцам власти вовсе не обязательно идти под флагом «Единой России», есть ведь и набирающий популярность Общероссийский народный фронт. Уже после, в Госдуме, списочные единороссы и одномандатники-«фронтовики» смогут образовать большинство. Вероятно, даже конституционное.
Смешанная система выборов кажется более демократичной, чем строго пропорциональная. Складывается впечатление, что ответственность депутатов при таком порядке вещей увеличивается. Однако в условиях, когда правящая элита реформирует избирательное законодательство, оставляя в своих руках и серьезный административный ресурс, и, что особенно важно, средства массовой пропаганды, любое демократическое нововведение играет самой власти на руку. Прошедшие региональные и местные выборы показали, как это может происходить.
Проведенные реформы должны были снять разделение на системных и несистемных политиков. Однако на практике это не означало, что система станет содержательно иной. Скорее это означало, что у нее появляются новые инструменты легитимизации сложившегося порядка, а несистемные политики получают приглашение стать частью системы, то есть принять правила игры. В этом случае возможны и нужные проценты, и завоеванные мандаты.