Кадр из фильма "На следующий день" (США, 1983)
В течение всей прошлой недели Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) проводили сразу два крупномасштабных учения, которые, по сути, опровергают известный тезис о том, что в ядерной войне не может быть победителя. И в первую очередь на такую мысль наводит размах действий войск: учения охватили территорию 20 российских регионов, а это очень большое пространство. Ну и характер решаемых войсками учебно-боевых задач тоже весьма показательный.
Сначала от официального представителя РВСН поступили сообщения о том, что проводится оперативно-специальное учение (ОСУ) сил и средств подсистемы Единой системы выявления и оценки масштабов и последствий применения оружия массового поражения (ЕСВОП). К этому учению привлекались все без исключения подразделения радиационной, химической и биологической защиты в составе РВСН, более 1200 военнослужащих и около 200 единиц специальной техники, что существенно превышает количество сил и средств, привлекавшихся на учения в прошлые годы.
Целью ОСУ официально было заявлено совершенствование практических навыков органов управления подсистемой ЕСВОП, приведение подразделений РХБЗ в боевую готовность, оценка обстановки, подготовка предложений по действиям войск в условиях радиационного, химического и бактериологического заражения. Проходило учение на фоне полевых выходов и несения боевого дежурства на маршрутах патрулирования подвижных грунтовых ракетных комплексов (ПГРК) «Тополь», «Тополь-М» и «Ярс». В РВСН, по заявлению официального представителя, РХБ защита организуется и осуществляется с целью ослабления воздействия на части и подразделения поражающих факторов оружия массового поражения, разрушений радиационно, химически и биологически опасных объектов, применения противником высокоточного оружия. Поэтому в ходе ОСУ проводилась полная спецобработка всей боевой техники, то есть ее дезактивация и дегазация.
В пятницу оперативно-специальное учение завершилось, но продолжились масштабные маневры всей мобильной составляющей РВСН. Совершив перегруппировку, ПГРК «Тополь», «Тополь-М» и «Ярс» меняли полевые позиции и рассредоточивались в лесах, напомним, на территории 20 регионов. Вышедшие первыми на маршруты боевого патрулирования ракетные полки после проведения условных пусков возвращались в пункты постоянной дислокации. В то же время на маршруты выходили другие ракетные полки. Причем, судя по сообщениям опять же официального представителя РВСН, в данных учениях «на качественно новом уровне отрабатывались вопросы маскировки подвижных грунтовых ракетных комплексов, вывода частей и подразделений из-под удара условного противника». Стратегические ракетчики отрабатывали задачи и вводные с преодолением участков условного заражения местности, по отражению нападения наземного и воздушного противника, взаимодействию с приданными подразделениями.
Иными словами, отработанный на маневрах сценарий явно указывает на то, что РВСН готовятся к выполнению боевых задач уже после нанесения противником по территории нашей страны так называемого мгновенного обезоруживающего глобального удара и применения против России ядерного оружия. Больше того, необходимость отражать последующее нападение наземного и воздушного противника говорит о далеко не 100-процентной эффективности и нашего ответно-встречного ядерного удара, который вообще-то называли еще «выстрелом из могилы». Ну и явно прослеживается расчет наших ракетчиков на увод из-под поражения высокоточным оружием многих ПГРК и приданных подразделения других войск. Короче, обмен ударами с использованием оружия массового поражения теперь уже не рассматривается военными как неизбежный конец человечества? Если это так, то скажите нам об этом прямо.