Фото с сайта Православие.Ru
Как только Россия ввела контрсанкции против Европы и США, запретив ввоз многих продуктов питания, в Русской православной церкви сразу же заговорили о возможностях импортозамещения силами монастырских хозяйств. Еще год назад монахи Валаама рассказали о том, что производят сыры итальянских сортов (хотя почему итальянских, а не финских – географически ближе?). Сегодня представители Московского патриархата добавляют к этому обещания наладить выпуск целой линейки продуктов питания и расширить производство сельхозпродукции. Поговаривают и о промтоварах. Самое главное – Церковь приглашает к сотрудничеству торговые сети.
В связи с этим возникает несколько вопросов.
Во-первых, юридические лица, имеющие отношение к Московскому патриархату, зарегистрированы как религиозные организации и имеют право на льготное налогообложение. Их хозяйственная деятельность допускается для обеспечения уставных задач: богослужение, благотворительность, оплата ЖКХ для храмов и т.п. Земельные участки, в том числе сельхозназначения, передаются религиозным организациям бесплатно. Теперь Церковь заявляет о расширении целей своей хозяйственной деятельности. Она готова не только кормить неимущих в специальных столовых, но и пустить в широкую продажу большие объемы продукции. Так или иначе это коммерческая деятельность. Организация, которая занимается коммерческой деятельностью, не может нести ответственность перед налоговыми органами как НКО. Потребуются изменения в Налоговый, Земельный кодексы, закон о свободе совести и другие законодательные поправки.
Во-вторых, церковные хозяйства все более активно нанимают работников со стороны, но при этом их экономическим преимуществом остается использование бесплатного труда монахов и послушников. Многие помнят, что когда-то подобным образом использовался труд военнослужащих, школьников, студентов, научных сотрудников. Если продукция монастырских колхозов будет попадать на полки сетевых супермаркетов, возникнут проблемы с трудовым законодательством на таких предприятиях. Придется платить монахам зарплату и делать пенсионные отчисления. Не возникнет ли здесь противоречия с уставом монастырей?
В-третьих, в своей деятельности церковные хозяйства ставят перед собой две взаимоисключающие цели: ценовая доступность и высокое качество. Если это возможно согласовать в рамках монастырских лавочек, то, работая на общих основаниях с розничными сетями, церковные хозяйства столкнутся с общей для всех ценовой политикой ретейлеров. Удешевление продукции в этой системе всегда сопряжено со снижением качества, а натуральный продукт переходит в высокую ценовую категорию.
В-четвертых, РПЦ столкнется с политическими издержками. Так или иначе, но обещание накормить народ в условиях войны санкций, да еще и получить от ограничения импорта конкурентные преимущества, связано с политикой. Между тем Московский патриархат распространяет свою юрисдикцию на многие страны, в том числе Украину и Западную Европу. Хотя учреждения РПЦ за рубежом имеют самостоятельную регистрацию, но в политическом смысле соотносятся местными властями с Россией. Недавняя попытка ареста имущества епархии в Бельгии показала, что этот фактор существенен.
Таким образом, объявленные планы РПЦ активно участвовать в импортозамещении, кроме благородного и патриотичного стремления включиться в процесс обеспечения страны продуктами питания, несут в себе перспективу серьезных издержек. Процесс коммерциализации религиозных организаций повлечет за собой необходимость пересмотра их статуса. К исповеданию веры добавятся обязанности хозяйствующего субъекта перед государством.