Фото Reuters
Из культурных новостей прошлой недели не могли не порадовать две, и обе они связаны с представлением отечественного кинематографа в мировом пространстве. Фильм Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» вошел в ретроспективу Международного кинофестиваля в Венеции. Для «Венецианской классики» киноконцерн «Мосфильм» провел грандиозную работу по восстановлению ленты. «Приступив к реставрации «Александра Невского», – говорит заместитель генерального директора «Мосфильма» Игорь Багдасаров, – мы начали думать, что будем делать эту картину либо очень долго, либо останутся дефекты, которые невозможно убрать. Автоматическая чистка практически ничего не давала – в фильме много «шума», много движения (когда в каждой точке кадра что-то происходит). Над этой картиной работали все наши реставраторы, и практически каждый кадр они очищали вручную».
К слову, «Александр Невский» – один из самых солидных по возрасту фильмов, представленных в программе. На пять лет старше лишь германо-австрийский фильм «Солнечный луч» и американский «Власть и слава», оба они сняты в 1933 году.
Вторая новость – из Швейцарии. Режиссер Марлен Хуциев станет лауреатом 68-го Международного кинофестиваля в Локарно. В год своего 90-летия классик отечественного кино получит почетный приз «Золотой леопард» за вклад в киноискусство. В честь лауреата будет показана и ретроспектива его фильмов, в которую войдут знаменитые «Застава Ильича» и «Июльский дождь», а также последняя законченная картина режиссера «Бесконечность». Кроме этого, в Локарно покажут и документальный фильм Петра Шепотинника «Марлен Хуциев. Мотор идет!», посвященный съемкам фильма «Невечерняя», которыми режиссер занят 10 лет, не меньше.
Интересно, что год, когда Хуциев закончил свой фильм «Бесконечность» – 1992-й, по сути, совпадает с концом эпохи советского кинематографа. И вот уже 20 лет мастер молчит (надеемся, что «Невечерняя» – фильм о встречах Льва Толстого и Чехова – все же будет закончен). В том же Локарно несколько лет назад чествовали Александра Сокурова, он хотя и не перестал снимать, но все же «родом» режиссер – тоже из «той» эпохи. Так и выходит, что когда говорится об отечественном кино в глобальном пространстве, подразумеваются достижения советского кинематографа, чей заряд оказался столь мощным, что и спустя 20 с лишним лет после развала и страны, и системы продолжает излучать энергию. И – собирать премиальную жатву.
Конечно, российское кино мало-помалу попадает в поле зрения фестивалей класса А, фильмы российских режиссеров иногда попадают в конкурс (чаще – во внеконкурсные программы) Каннского, Берлинского и Венецианского фестивалей и даже в номинанты на «Оскар». Но чаще – не попадают. Пожалуй, единственный, кто из наших новых поднялся до глобального понимания и признания, – Андрей Звягинцев, чей дебют в свое время так удачно «выстрелил» в Венеции. В остальном же российское кино на Западе воспринимают скорее как экзотику.
Причины лежат на поверхности – можно сколько угодно говорить о творческих и идеологических рамках, в которых существовал советский кинематограф, но не о «технических» (речь – об организации процесса), советская киноиндустрия была отлажена и работала бесперебойно и с прибылью. Новое же российское кино, только научившись существовать вне системы, вернее, бессистемно, начав с нуля – и в плане собственно существования, и в плане поиска идей, тут же попала в «ломку» питчингов и «топку» запретов.
Вернемся к «Александру Невскому». Конечно, сегодня эта лента считается шедевром не только советского, но и мирового кинематографа. Но разве не странно, что уже второй фильм о нем снимает британский режиссер Питер Гринуэй?