Еще предстоит оценить и осмыслить неординарность и значение саммитов БРИКС и ШОС, состоявшихся на прошлой неделе в Уфе, для устройства межгосударственных отношений в период борьбы США за мировое лидерство и изоляцию России.
«Я убежден: Америка должна лидировать на мировой арене. Если мы не будем это делать, то никто не будет», – заявил Барак Обама в прошлом году, выступая перед выпускниками военной академии в Вест-Пойнте. Президент США явно погорячился, очарованный видом исправной амуниции. Но тут же поправился: «Однако военные операции США не могут всегда быть единственным – и даже основным – компонентом нашего лидерства. То, что у нас есть лучший в мире молоток, не делает любую проблему гвоздем».
БРИКС и ШОС – это реально наметившаяся проблема для Америки. Западные политики и их СМИ делают вид, что не заметили прошедших саммитов в Уфе, потому что не знают, как на них реагировать, ведь для этого «гвоздя» у США нет «молотка».
Запад, как пишет Newsweek, выразил обеспокоенность планами присоединения к Шанхайской организации сотрудничества новых членов – Индии и Пакистана. Этот шаг, по мнению Newsweek, свидетельствует о том, что мир становится в большей степени многополярным. «Идея состоит в том, – говорится в статье, – чтобы расширить влияние ШОС в южной части Азии, а также поддержать ее притязания на роль противовеса международным институтам, которые после окончания Второй мировой войны играли ведущую роль и находились под управлением Запада».
О том, что ШОС реально может претендовать на роль противовеса, свидетельствует, в частности, статистика. В столице Башкортостана собрались главы государств, общая численность населения которых составляет более 3,5 млрд человек, или 48,9% всех жителей Земли. Четыре страны обладают ядерным оружием, также четыре – входят в «космический клуб», к которому пытается присоединиться и Пакистан. С 1985 года он предпринимает попытки создать Исламское космическое агентство, аналогичное Европейскому. Еще 11 государств проявили интерес к присоединению к ШОС в том или ином виде, в их числе Иран.
Общая сумма ВВП членов ШОС с Индией и Пакистаном – более 29 926 млрд долл., это на 11,4 млрд долл. больше, чем у Евросоюза, и составляет более 27,7% ВВП всех стран мира. Об Организации в таком составе можно будет говорить как о важнейшей структуре возникающего многополярного мира, своеобразной платформе, объединяющей евразийскую альтернативу Западной Европе, считает директор Центра Восточной Азии и ШОС МГИМО Александр Лукин.
В день саммита президент Узбекистана Ислам Каримов на встрече с Владимиром Путиным отметил, что вступление в ШОС Индии и Пакистана не просто изменит политическую карту, но «может изменить и расстановку сил».
Впрочем, Организация находится только в начале длинного и трудного пути своего формирования как действенной силы, участвующей в создании многополярного мира. Пока она не очень эффективна, но принятые по итогам Уфимского саммита документы и заявления показывают, что она может стать более адаптированной к решению экономических проблем и вопросов безопасности, считает директор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров.
ШОС стала площадкой, на которой могут работать даже такие традиционно непримиримые соперники, как Индия и Пакистан. Для вступления в Организацию Исламабад и Дели должны ратифицировать 28 документов, в том числе договор о долгосрочном добрососедстве, пятая статья которого говорит, что стороны должны уважать принцип нерушимости границ, активно прилагать усилия «к укреплению доверия в военной области в приграничных районах, исходя из решимости превратить границы друг с другом в границы вечного мира и дружбы».
Армения и Азербайджан почти три десятилетия спорят о судьбе Нагорного Карабаха, но и они присоединяются к организации в статусе партнеров по диалогу.
Наконец, на границах Киргизии, Узбекистана и Таджикистана до сих пор периодически происходят перестрелки, гибнут люди. Комментируя продолжающиеся конфликты, генсек ШОС Дмитрий Мезенцев уверил на брифинге, что институты организации, не вмешиваясь в двусторонние отношения, содействуют взаимодействию стран. И в этом главный смысл ШОС – сделать мир более безопасным.
На саммите утверждена Программа сотрудничества государств – членов Организации в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом на 2016–2018 годы. И есть Исполнительный комитет Региональной антитеррористической структуры.
ШОС высказалась против любого вмешательство иностранных государств в конфликты на Ближнем Востоке и в Северной Африке. В принятой на саммите Стратегии развития ШОС до 2025 года подчеркивается, что страны-участницы не поддерживают применения односторонних мер давления без одобрения Совбеза ООН. А сам Совбез предлагают реформировать, чтобы сделать более представительным и действенным.
Сформулирована позиция и по вопросу развития систем противоракетной обороны (ПРО). «Государства-члены убеждены, что одностороннее и неограниченное наращивание отдельными государствами или группами государств систем ПРО нанесет ущерб международной безопасности и дестабилизирует обстановку в мире. Они исходят из того, что вопросы, связанные с обеспечением всеобщей безопасности, необходимо решать при участии всех заинтересованных государств с использованием политико-дипломатических методов», – говорится в декларации. Кроме того, ШОС высказалась за скорейшее восстановление мира на Украине на основе «полного и безусловного выполнения всеми сторонами Минских договоренностей».
Одним словом, все, что волнует Москву, нашло отражение в документах саммита. После этого трудно говорить о международной изоляции страны.