Фото Reuters
В конце недели канцлер ФРГ Ангела Меркель выступит в роли хозяйки саммита «большой семерки», который пройдет в баварских Альпах. Она пообещала лидерам Великобритании, Италии, Канады, США, Франции, Японии, а также Евросоюза показать «прекрасный уголок Германии» и обеспечить комфортные условия для плодотворной работы.
Меркель убеждена, что переговоры на таких форумах более откровенны и интенсивны, чем на рядовых встречах. Безопасность и покой гостей будут обеспечивать около 25 тыс. стражей порядка. Уже с прошлой субботы вокруг замка Эльмау оцеплен участок периметром 16 км. Несколькими днями раньше Германия усилила контроль на своих границах, чтобы поставить заслон на пути проникновения в страну особенно буйных демонстрантов.
Но самой нежелательной персоной в Баварии оказался, пожалуй, российский президент Владимир Путин. По мнению Меркель, действия России в Украине несовместимы с возвращением к формату G8, из которого нашу страну «попросили» еще в прошлом году из-за присоединения Крыма. В Москве тогда постарались сгладить эмоции от демарша участников G7. Глава МИДа Сергей Лавров заявил, что Россию никто не исключал из «большой восьмерки», поскольку это не сложившаяся структура со своим уставом и правилами участия в ней, а всего лишь площадка для общения лидеров ведущих стран мира.
У лидеров G7 другое мнение: они рассматривают самый элитный клуб в мире как сообщество, объединенное общими ценностями, под которыми понимают свободу, демократию и верховенство закона. На Западе считают, что принятие России в клуб в 1998 году было своеобразным кредитом доверия, который она не оправдала, «вопиюще нарушив принципы международного права».
Угрозы ужесточения санкций против России, с одной стороны, и готовность к диалогу – с другой. Об этом неустанно говорят лидеры G7. Однако сами же упускают шанс на разрешение тяжелейшего украинского кризиса и возможность склонить Москву к конструктивным, по их мнению, шагам.
Неудивительно, что целый ряд немецких политиков выступили с критикой решения не приглашать Путина на саммит. Экс-канцлер ФРГ Герхард Шредер считает это ошибкой, так как «у России есть альтернатива для Европы, а у Европы для России – нет». По мнению другого бывшего главы правительства – опытнейшего 96-летнего Гельмута Шмидта, без российского президента говорить о конфликте в Украине на саммите бессмысленно. «Всегда лучше говорить друг с другом, чем обсуждать друг друга», – вторит ему глава Восточного комитета немецкой экономики Экхард Кордес.
А немецкий политик и журналист Вильфрид Шарнагль убежден, что на саммите G7 Путин должен был стать ключевой фигурой. «В период стрессовых отношений между Россией и Европой на Владимира Путина должно было быть потрачено в три раза больше времени», – сказал он в одном из последних интервью. Без участия России непродуктивно обсуждать послабление Украине по долгам, чем среди прочего будут заниматься в Эльмау. В долгосрочной перспективе мировые проблемы, связанные с борьбой с экстремистами «Исламского государства» и наркотрафиком, энергетической безопасностью, изменением климата, вряд ли будут успешно решены в условиях изоляции России.
Вместо этого ей грозят все новыми санкциями. Судя по информации из Вашингтона, в Баварии состоится обсуждение дальнейших мер экономического воздействия на Россию. В Лондоне подтвердили, что призовут как G7, так и Евросоюз подумать о санкционном оружии как о части стратегической дипломатии будущего.
В общем, элитный клуб выглядит единым в своем желании держать Россию на карантине. И это – свидетельство того, что ведущие политики мира утратили способность договариваться и идти на компромиссы.