0
8314
Газета От редакции Интернет-версия

28.04.2015 00:01:00

О фильме "Президент" и преодолении 90-х

Тэги: владимир путин, приезидент, телевидение, владимир соловьев


владимир путин, приезидент, телевидение, владимир соловьев Кадр из фильма Владимира Соловьева "Президент" (т\к "Россия-1")

Владимир Соловьев снял фильм «Президент» об успешном государственном деятеле. Это телевизионное высказывание продолжительностью в два с половиной часа могло бы быть не просто панегириком Владимиру Путину, но и попыткой осмыслить время путинского правления как феномен, как нечто самодостаточное. В конце концов прошло целых 15 лет. Сам Путин сейчас на середине своего третьего срока, а была еще и медведевская интерлюдия, возвращение национального лидера в премьерское кресло. Однако эпоху «в себе» Соловьев не изучает. Во многом, видимо, потому, что это неизбежно должна быть критическая рефлексия, а такая задача перед автором «Президента» не стояла.

Путин добился популярности на преодолении 90-х. Это не только социально-экономическое, но и стилистическое, дискурсивное преодоление. На нем во многом и построен фильм Соловьева. В 90-е армия разваливалась, а Путин ее возродил. В 90-е чеченские парни шли в горы, а Путин дал им шанс вернуться к мирной жизни, и сейчас они в орденах и при должностях. 90-е – это засилье олигархов. Путин их заставил платить налоги, отцепил от власти, а самых упорных посадил в тюрьму. В 90-е внешний долг превысил ВВП. При Путине Россия с долгами расплатилась. 90-е – это время внешнеполитической наивности, ожидания, что «братья меч нам отдадут». Теперь же Россия не столь доверчива. Скорее она задириста и готова отстоять свои интересы.

Герман Греф в фильме рассказывает, что в первые годы путинского президентства у партии власти не было большинства в Госдуме. Министрам экономического блока, реализовывавшим программу реформ, приходилось преодолевать сопротивление парламентской оппозиции. Путин же с его высоким рейтингом прикрывал своих министров, доверял им. Напрашивается параллель с началом 90-х, когда Ельцину тоже нужно было последовательно прикрывать и поддерживать правительство реформаторов, а он этого не сделал. Этот мотив в фильме специально не развивается, хотя Путин и Ельцин, конечно, сравниваются: один – энергичный и решительный, второй – усталый и ослабевший.

Примечательно, что прошло 15 лет, скоро на избирательные участки пойдут молодые люди, которые 90-е попросту не застали, однако разговор о времени Путина сквозь призму «лихого десятилетия» по-прежнему остается основополагающим и чуть ли не единственно возможным. Поэтому у Соловьева есть Евгений Примаков, лояльный экс-олигарх Владимир Потанин, лояльные либералы и экс-министры Алексей Кудрин и Герман Греф, но нет, например, Геннадия Тимченко, братьев Ротенберг и Ковальчук. Им никто не задает вопросы о Путине. Именно они являются ключевыми фигурами путинской эпохи, но при этом они же остаются в тени. Ведь с ними в кадре разговор о преодолении 90-х выстроить сложно. Можно лишь спровоцировать ненужные вопросы: не возродились ли при Путине якобы преодоленные схемы «лихого десятилетия», в которых лишь поменялись лица?

Дмитрий Медведев в фильме Соловьева – не более чем человек, принявший у Путина пост и вовремя его сдавший. Президентство самого Медведева, модернизация и либерализация дискурса не анализируются и не осмысляются. Нынешний премьер, получается, был нужен лишь для того, чтобы Путин не пошел на третий срок подряд и не нарушил закон, что для него недопустимо.

К 15-летию своего фактического правления Владимир Путин подходит как безальтернативный лидер, лишенный реальной политической конкуренции. Для либеральной среды это неудача, но для среды, в которой сформировался фильм «Президент», это безусловная победа. Конкуренция, независимая альтернатива – это угроза, а не возможность. Даже в самом фильме мы слышим голос лишь одного журналиста – Андрея Колесникова – и лишь одного писателя – Захара Прилепина.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
1056
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1264
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1724
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1415

Другие новости