Фото Reuters
Минобрнауки РФ вынесло на общественное обсуждение программу патриотического воспитания граждан РФ до 2020 года. В принципе само желание обсуждать такого рода проекты и документы можно считать положительным явлением. Ведь многое в программе вызывает вопросы и сомнения, начиная с явного военно-патриотического крена и заканчивая расплывчатостью ряда понятий, среди которых «служение интересам России» или «уважение к отечественной истории».
Однако главное в данном случае, пожалуй, не в деталях. Патриотизм относится к области чувств, и в большинстве обществ он успешно сохраняется без специальных правительственных программ. Когда же подобные программы появляются, речь чаще всего идет о политике. А если быть более точным, то о желании конкретной политической элиты маркировать пропагандируемые ею ценности и мировоззрение как патриотические в противовес ценностям и мировоззрению оппонентов, а также делегировать самой себе право оценивать степень патриотичности любых высказываний, текстов.
Слово «патриот» в российском публичном дискурсе фактически превратилось в обозначение политической ориентации, и это вызывает тревогу. Человек может считаться патриотом, если его мысли, поступки и суждения отвечают определенным критериям. Например, он должен быть традиционалистом и противником либеральных этических ценностей. Патриотизм также означает антизападничество или антиамериканизм. Патриот обязан быть государственником, что на практике подразумевает безусловную поддержку действующей власти. Желательно также придерживаться левых взглядов. Например, нынешнему руководству «Гражданской платформы», позиционирующей себя как партия рыночников, приходится выводить своих сторонников на акции «Антимайдана», чтобы подтвердить свой патриотизм.
Уважение к отечественной истории предполагает, что о прошлом страны следует судить максимально некритично. Во всяком случае, признание негативных явлений должно сопровождаться констатацией бесспорных достижений. Если гражданин считает полезной общественную рефлексию по поводу раскулачивания, сталинского террора, депортации народов, то он очернитель российской истории. Если же он вопреки фактам преуменьшает масштаб репрессий, придает им рациональную окраску, оправдывает или же воспроизводит схему «да, но зато мы выиграли войну», то это, конечно, патриот, ищущий в истории положительное, достойное гордости.
Программа Минобрнауки наделяет патриотическим смыслом волонтерство и вовлеченность в деятельность гражданского общества. Однако само гражданское общество российская власть, как известно, понимает своеобразно. В принадлежности к нему, в частности, отказывают структурам и движениям, резко критичным по отношению к правящей элите. Участие в их проектах, чего бы они ни касались – помощи детям, прозрачности выборов или борьбы с коррупцией, не может считаться патриотичным, это подозрительные занятия, раскачивание лодки, игра на руку врагам страны.
Сложно спорить с тем, что патриоту небезразличны интересы своей страны. И наверное, можно в этом вопросе прийти к общему знаменателю, заключив, что интересы России – в сильной экономике, в низкой безработице, в росте благосостояния граждан. Однако спор о методе вновь почему-то делит граждан на патриотов и непатриотов. Если кто-то полагает, что в интересах страны укрепление связей с Западом, использование его опыта, развитие институтов и процедур, зарекомендовавших себя за рубежом, то любовь к Родине у такого человека вызывает сомнения. Зато точно любит Россию тот, кто считает правильным максимальную конфликтность в отношениях с Европой и США, отказ от любых заимствований и поиск самых экзотических, но автохтонных решений.
Патриотизм должен объединять нацию. Однако программные патриотические формулы лишь усугубляют национальный раскол.