Глава МИДа Сергей Лавров назвал приоритетом работы своего ведомства в 2015 году начавшееся вчера председательство России в БРИКС. Неформальное объединение Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР, в которых проживает почти половина человечества и производится около 30% мирового ВВП, cтало одной из опор тенденции к формированию полицентричного мира. Задача председательства РФ, зафиксированная в Форталезской декларации 2014 года, – превращение БРИКС из «переговорной площадки» в полноформатный институт взаимодействия по ключевым вопросам мировой экономики и политики. Хотя БРИКС относится к тем объединениям, где намечается тот или иной вектор развития, но отсутствует механизм принуждения.
В обращении в связи с началом председательства России в БРИКС Владимир Путин отметил, что Москва уделит приоритетное внимание финансово-экономическому взаимодействию, в частности созданию собственных финансовых институтов. Учреждение Нового банка развития с уставным капиталом 100 млрд долл. и Пула условных валютных резервов в таком же объеме призвано способствовать наращиванию торговых и инвестиционных возможностей «пятерки» и поддержанию баланса международной валютно-финансовой системы в нынешних турбулентных условиях.
Необходимость создания собственных финансовых институтов назрела из-за затягивания Соединенными Штатами реформы Международного валютного фонда (МВФ): пять лет она топчется на месте. Все это время идет негласное противостояние БРИКС и МВФ. На саммите G20 в Санкт-Петербурге (сентябрь 2013 года) лидеры БРИКС выразили надежду, что хотя бы через год МВФ завершит 14-й пересмотр системы распределения квот и голосов. Он предполагает увеличение доли стран «пятерки» в капитале МВФ исходя из объективного критерия – удельного веса в мировом ВВП. Китай по квотам должен занять третье место после США и Японии, Индия – восьмое, а Бразилия – десятое. Но поскольку в результате снижается доля США, на Капитолийском холме по сей день не утвердили решение о пересмотре квот.
Чрезмерная задержка с ратификацией реформы МВФ противоречит совместным обязательствам лидеров G20, принятым еще в 2010 году. Ну а последний саммит G20 в австралийском Брисбене (ноябрь 2014 года) продемонстрировал, что «двадцатка» фактически раскололась на «большую семерку», представляющую Запад, и «пятерку» БРИКС. И вся работа G20 велась в рамках дискуссии между Западом и БРИКС по ситуации в мировой финансовой архитектуре и по вопросу об украинском кризисе.
К настоящему времени выделилось 23 формата совместной работы стран БРИКС. «Пятерка» нацелена на повышение эффективности промышленной и технологической кооперации, разработку и внедрение совместных проектов в таких областях, как энергетика, добыча и переработка полезных ископаемых, металлургия, агроиндустрия, телекоммуникации, высокие технологии. Совместно со странами БРИКС уже подготовлен проект по защите Рунета от неблагоприятного внешнего воздействия. Под ним подразумевается не столько кибершпионаж, сколько отключение российского сегмента Интернета или кибератаки, направленные на нарушение его функционирования. Ведь то и дело, например, в связи с западными санкциями обсуждается возможность отключения России от системы SWIFT.
С одной стороны, диапазон инициатив в рамках БРИКС впечатляет. С другой – обращает на себя внимание разрыв между темпами наполнения повестки БРИКС и созданием механизмов по реализации принятых решений. По мнению экспертов, без институционализации, без обретения определенного правового статуса БРИКС трудно будет как налаживать конструктивное взаимодействие с ключевыми международными структурами, так и успешно осуществлять собственные планы. А о том, что они станут еще масштабнее, лидеры БРИКС заявят на очередном, седьмом саммите, который пройдет в июле в Уфе.