Фото с официального сайта Новосибирского театра оперы и балета
Премьера оперы «Тангейзер» в Новосибирском театре оперы и балета давно вышла за рамки сугубо театральной истории. Возмущаются и выступают против, защищают спектакль и театр все чаще те, кто не видел не только этой премьеры, но и в Новосибирске, возможно, ни разу не был. Некоторые считают логичным и естественным увольнение теперь уже бывшего директора театра Бориса Мездрича, о чем стало известно в минувшее воскресенье, и это кадровое решение называют финалом. Хотя логичнее и естественнее видеть в этом, наоборот, начало истории.
В пресс-службе Министерства культуры заявили ТАСС, что Борис Мездрич уволен за «невыполнение указаний учредителя». А первый замминистра культуры Владимир Аристархов рассказал, что эти указания были сформулированы по итогам общественных слушаний в Министерстве культуры по поводу конфликта вокруг оперы «Тангейзер».
Действительно, по итогам слушаний была сформулирована и опубликована «Позиция Минкультуры…». В ней, как во всяком документе, имеется констатирующая часть и «распорядительная». В этой второй части, в частности, сказано, что «Минкультуры России считает недопустимым вольное или невольное выражение неуважения к традиционным ценностям, проявленное руководством театра и режиссером-постановщиком, и указывает директору театра Б.М. Мездричу на недостаточность контроля за возглавляемым им учреждением». О том, что надо предупреждать публику о нестандартных прочтениях классики, говорится очень деликатно: театры должны «стараться объяснить замысел авторов и происходящее на сцене». О поправках: «Считаем правильным внести необходимые изменения, а также принести публичные извинения». Единственное определенное решение: Минкультуры России организует проверку финансово-хозяйственной деятельности новосибирского театра. Далее в том же официальном пресс-релизе Минкульта – частные комментарии разных уважаемых людей. О необходимости избавить спектакль от возмутительного постера говорится как раз в комментариях. Но тогда, выходит, театр и лично Борис Мездрич должны были с большим вниманием отнестись к словам Владимира Кехмана, где он представляется человеком верующим, крещеным, православным евреем. Может быть, и в этом списке добродетелей Мездрич что-то важное упустил?
Требования и рекомендации – все-таки не одно и то же. И как минимум странно увольнять директора накануне официально объявленной финансовой проверки.
Конечно, и «считает правильным» можно рассматривать как военный приказ, если в прежних советских категориях считать искусство идеологическим фронтом, а всех режиссеров, актеров, писателей и художников – бойцами этого фронта. Конечно, умение читать между строк всегда считалось необходимым талантом умного подчиненного, но вряд ли в данном случае уместно говорить о наказании за невыполнение указаний учредителя. А сейчас, пренебрегая судебным решением, не нашедшем в спектакле ничего противозаконного, своей решительной кадровой политикой Минкульт создает опасный прецедент. Если воспользоваться известной репликой из финала фильма «Берегись автомобиля»: Мездрич не виноват, но он – виноват.
Одно такое решение неизбежно тянет за собой следующее: уже говорят о необходимости «на каком-то этапе» просматривать репертуар государственных театров, что, разумеется, ничем не отличается от действовавших при советской власти многоступенчатых госприемок спектаклей и фильмов. На каком этапе? И кто будет решать, что можно показывать, а что – нельзя? Раньше такие эксперты формировались в парткомах. Единственная загадка: кто будет отвечать за цензуру в сегодняшней России?