В Кремле озаботились сохранением исторического наследия, обеспечением изучения и популяризации истории Российского государства XIII–XVII веков на основе документов Архивного фонда РФ. С этой целью сформирована рабочая группа при президенте РФ. О серьезности поставленных перед нею задач свидетельствует уровень представительства в ней. Группу возглавляет замруководителя администрации президента РФ Магомедсалам Магомедов. В ее составе не только историки-архивисты, но и высокопоставленные чиновники из Кремля в ранге замначальников управлений, начальников департаментов, в частности выходец из ФСБ, специалист по межнациональным отношениям генерал Михаил Белоусов, специалист в области государственно-церковных отношений Ольга Васильева, а также президенты двух крупнейших банков.
«Создание рабочей группы идет в логике последовательного внимания главы государства к проблемам исторической науки», – отметил Магомедсалам Магомедов, открывая первое заседание. «В непростых геополитических условиях прошлое нашей страны становится не менее значимым ресурсом, чем природные богатства и промышленный потенциал. Отечественная история, как и другие факторы, должна способствовать сохранению гражданского и политического единства многонационального народа России», – сообщает сайт Кремля.
Однако возникает закономерный вопрос: почему власть заинтересовалась историей Российского государства лишь XIII–XVII веков? Ни в распоряжении президента РФ от 3 февраля 2015 года №18-рп, ни в отчете о заседании, опубликованном на сайте главы государства, ответа нет. Непосвященным в идеологическую кухню Кремля остается лишь теряться в догадках. А поиск ответа, наверное, следует начинать с прошлогоднего Послания президента Федеральному собранию.
Говоря об историческом воссоединении Крыма и Севастополя с Россией, Владимир Путин тогда сказал, что сама эта территория стратегически важна для России, потому что именно здесь находится духовный исток формирования многоликой, но монолитной русской нации и централизованного Российского государства. Именно в Крыму принял крещение князь Владимир, а затем крестил всю Русь. …Христианство явилось мощной духовной объединяющей силой, которая позволила включить в формирование единой русской нации и образование общей государственности самые разные по крови племена и племенные союзы. На этой духовной почве наши предки впервые и навсегда осознали себя единым народом. И это дает нам все основания сказать, что для России Крым имеет цивилизационное и сакральное значение.
К началу XIII века завершился распад Древнерусского государства (Киевской Руси). В XIII веке начался процесс реинтеграции раздробленных русских княжеств вокруг новых политических центров, проводивших политику «собирания русских земель». В Северо-Восточной Руси этот процесс возглавило Великое княжество Московское. В Юго-Западной Руси собирание русских земель проводило Великое княжество Литовское. Между ними вспыхнула жесткая борьба за наследие Древней Руси, выразившаяся в длинной череде русско-литовских и – после образования Речи Посполитой – русско-польских войн. Впоследствии, начиная со второй половины XVII века, перевес в соперничестве двух военно-политических центров прочно установился на стороне России. И этому в немалой степени способствовала сформированная в XVI веке идея «Москва – Третий Рим, а четвертому не бывать», которая послужила смысловой основой мессианских представлений о роли и значении России.
Конец XVII века принес Москве особенно богатые приобретения. Например, в 1686 году был заключен мирный договор между Русским царством и Речью Посполитой о разделе Гетманщины. Договор закрепил за Русским царством Смоленщину, Левобережную Украину с Киевом, Запорожье и Северскую землю с Черниговом и Стародубом. Киев уже навсегда признавался принадлежащим Русскому царству с выплатой 146 тыс. руб. компенсации Речи Посполитой, которая также отказывалась от совместного протектората над Запорожской Сечью. Вполне возможно, что 330-летие этого договора по вполне понятным причинам широко будет отмечаться в Москве в будущем году.
Дальнейшее присоединение западнорусских земель к Российской империи под лозунгом «Отторженная возвратихъ» воспринималось в России как логическое продолжение и завершение процесса объединения русских земель.
Как показала реакция населения Российской Федерации на возвращение Крыма и Севастополя, сегодня в обществе снова находит широкий отклик идея мессианской роли России. Поддержка русскоязычного населения в Новороссии, создание единого оборонительного пространства с Абхазией и Южной Осетией, консолидация русского мира – международного трансконтинентального сообщества, объединенного причастностью к России и лояльностью к русской культуре – нуждается в идеологическом, духовном, историческом обосновании, особенно на фоне попыток изоляции России и пересмотра существующих границ.
России, возможно, придется встать на защиту русскоязычного населения и в Приднестровской молдавской республике, которая входит в состав так называемого СНГ-2 (Союз непризнанных государств). Президент Украины Петр Порошенко во время совместной пресс-конференции с президентом Румынии Вернером Йоханнисом заявил: «Договорились о координации наших действий по Приднестровью для того, чтобы способствовать размораживанию конфликта и помочь суверенной и независимой Молдове восстановить свою территориальную целостность и реинтегрировать Приднестровский регион».
Помочь Приднестровью Россия сможет только через территорию южных областей Украины. Не значит ли это, что на повестку дня вновь встанет вопрос организации сухопутного коридора в Крым и далее к Приднестровью? Такое развитие событий не исключено, если Киев окончательно отвергнет Минские соглашения и на юго-востоке Украины с новой силой разгорится война. Уроки истории не стоит забывать.