Уже на этой неделе администрация США должна отчитаться перед конгрессом о мерах, способных удержать Россию в рамках Договора о ракетах средней и малой дальности (РСМД). Как отметила заместитель госсекретаря Роуз Готтемеллер, если дипломатические рычаги не сработают, могут быть приняты экономические и даже военные средства воздействия.
Поскольку очередной ажиотаж вокруг Договора о РСМД возник в контексте «Акта о поддержке свободы Украины», с экономическими мерами все ясно, это – санкции, которые на позицию Москвы пока не очень-то повлияли. И на меры военного характера у России уже есть готовый ответ – асимметричный, позволяющий не втягиваться по полной схеме в гонку вооружений. Другой вопрос, какая из сторон несет большую ответственность за то, что ресурсы дипломатии оказались практически исчерпанными.
Для ясности обратимся к хронологии. В 2002 году США в одностороннем порядке вышли из Договора ПРО-72, который считался краеугольным камнем ядерного равновесия, и заявили о создании национальной противоракетной системы, якобы предназначенной для защиты от нападения стран-изгоев (в первую очередь это Ирак, Иран и Северная Корея), овладевших ракетными технологиями. А когда элементы американской ПРО вдруг появились на западных рубежах России, США поспешили заявить, будто обеспокоены еще и безопасностью своих европейских партнеров, но от сотрудничества с Москвой в создании единой ПРО по «техническим причинам» категорически отказались и продолжили совершенствовать начатое. Теперь, заморозив развертывание третьего эшелона ПРО, американцы, насколько стало известно, вместо тяжелых ракет-перехватчиков шахтного базирования GBI в перспективе предполагают использовать мобильные ракеты SM-3.
И это именно такой случай, когда хрен редьки не слаще. Дело в том, что перехватчики GBI разрабатывались на основе МБР «Минитмен» и с одинаковым успехом могут применяться и по наземным целям. Как, впрочем, и SM-3, которая совершеннее «Першингов-2», уничтоженных по Договору о РСМД.
Так что еще надо посмотреть, кто первым нарушил Договор о РСМД. По данным председателя комитета по обороне Госдумы адмирала Владимира Комоедова, американская мобильная система ПРО – это тщательно замаскированный инструмент мгновенного глобального удара, напрочь разрушающий ракетно-ядерный паритет. Впрочем, ни о какой тщательности американская дипломатия никогда особенно не заботилась: где Северная Корея, где Иран, а где развернута американская ПРО – у нас под боком…
Напомним, что Договор о ликвидации ракет средней и малой дальности уже к июню 1991 года был полностью выполнен, и, когда США стали создавать ЕвроПРО, Россия оказалась практически безоружной. Практически, но не полностью. В арсенале, как выяснилось, обнаружился неуязвимый для любой существующей ПРО оперативно-тактический комплекс «Искандер-М» (разработка началась еще в 80-е годы) с дальностью поражения 500 км. Как утверждают специалисты, из Калининграда до центра Европы его ракета долетит быстрее, чем расчеты ЕвроПРО успеют почистить зубы. Но больше всего американских партнеров беспокоит «Искандер-К» с крылатой ракетой Р-500, боевые возможности которого существенно выше всего, что есть в армиях мира.
В общем, как и было обещано, у России нашелся асимметричный ответ. А вот американская дипломатия оказалась не на высоте: надо обладать очень невысокой дальновидностью и чрезмерным самомнением, чтобы уверовать, будто легенда о ракетной угрозе со стороны так называемых стран-изгоев будет принята за чистую монету. Намеки на дополнительные санкции и на возможность выхода из Договора о РСМД – тоже не вариант, потому что де-факто США из договора давно вышли. Так что нет у американцев убедительных аргументов против наших «Искандеров».