Фото Reuters
Левада-Центр опубликовал результаты опроса, посвященного наиболее важным и ущемляемым правам в представлении граждан России. Выяснилось, что для россиян социальные гарантии являются приоритетными по отношению к гражданским правам. Учитывая опыт предыдущих исследований, этот результат никак не назовешь неожиданным.
74% назвали наиболее важным право на жизнь, 68% – право на медицинскую помощь, социальную защиту и жизненный уровень, 59% – право на бесплатное образование и равный доступ к образованию, еще 58% – право на работу, хорошие условия и справедливую оплату труда. В то же время право владеть собственностью среди приоритетных указали лишь 36%, свободу слова – 32%, свободу перемещения и право на получение информации – по 26%. Право участвовать в общественной и политической жизни ценят только 17%, а свобода собраний важна лишь для 15%.
Столь же показателен и «рейтинг» ущемляемых прав. Чаще всего россияне полагают, что нарушается их право на медпомощь, соцзащиту и жизненный уровень (51%), право на образование и равный доступ к нему (41%), а также право на работу, хорошие условия труда и его справедливую оплату (37%). Среди гражданских свобод, по мнению опрошенных, самой ущемляемой является свобода слова (10%). По мнению 10%, в России вообще не нарушаются права и свободы.
Некоторые позиции в списке приоритетов россиян вызывают вопросы. Не вполне понятно, например, какой именно жизненный уровень должно гарантировать государство – за тучные годы представления рядового гражданина о норме претерпели изменения, он привык к тому, что в 80-е или 90-е счел бы излишеством. Что означает справедливая оплата труда? Справедливость – субъективное понятие. Если работник считает, что его труд ценят недостаточно, он вправе менять работу или требовать увеличения зарплаты. Совершенно не очевидно, что в эти отношения должно вмешиваться государство и регулировать их на уровне защиты прав и свобод.
Российское общество выбирает максимум гарантий. Другими словами, граждане считают, что категория прав и свобод охватывает не только базовые, стартовые условия, но также уровень жизни и потребления. Это полностью объясняет ярко выраженный левый крен российской политики, включая социально-экономическую стратегию правительства. Опрос Левада-Центра также позволяет увидеть важнейшую издержку левизны. Потолок левых требований подвижен. Левое общество всегда недовольно актуальным объемом гарантий.
Этот потолок перестает подниматься, если экономический рост сопровождается развитием малого и среднего предпринимательства. В какой-то момент бизнесмен понимает, что именно он посредством своих налоговых выплат удовлетворяет левый запрос общества. В России предпосылок для этого мало. Участие среднего и малого бизнеса в экономике ограничено, а его представления о приоритетных гражданских и политических правах, судя по данным исследованиям Левада-Центра, разделяются меньшинством.
Низкие котировки гражданских и политических прав во многом объясняют стабильность правящей элиты в стране с неудовлетворенным левым обществом. Граждане недовольны тем, как их лечат и учат, они хотели бы лучше жить и больше зарабатывать, но эти настроения не находят отражения в голосовании на всеобщих выборах. Участие в политической жизни не воспринимается как инструмент изменений, а право пользоваться такого рода инструментами не слишком ценится. Неудовлетворенный своей жизнью социум не выдвигает политиков из своих рядов, не верит действующим политикам, но доверяет лидеру. Три четверти граждан при этом не придают значения праву на получение информации. Они, таким образом, безразличны к тому, что им врут или о чем-то недоговаривают.