Фото официального сайта Московского Патриархата
Как только российская внешняя политика совершила резкий поворот на Восток, РПЦ стала проявлять особые симпатии к исламу. Патриарх Кирилл встретился в Москве с главой Управления по делам религий Турции Мехметом Гёрмезом и в беседе с турецким чиновником отвел от мусульман обвинения в экстремизме. «Меня не покидает мысль, что арабская весна и появление мусульманских радикальных военизированных сил, совершаемые ими публичные казни людей – все это направлено на то, чтобы демонизировать ислам в глазах мирового общественного мнения», – сказал глава РПЦ. Представителю одной из ведущих исламских стран фактически предложено «дружить против» западного мира.
Слова Патриарха прозвучали в унисон с выступлением на X Международном мусульманском форуме муфтия Равиля Гайнутдина. «Последнее столетие убедило в том, что геополитический центр в лице стран западной цивилизации делает все для того, чтобы утвердиться в глобальном господстве. Диктуя другим свои стандарты жизни и при этом не неся ответственности за плоды этой гегемонии, такие как «Талибан», «Аль-Каида», ИГИЛ, гражданские войны и потрясения», – заявил председатель Духовного управления мусульман Российской Федерации.
Преамбулой к этой демонстрации тождества образа мысли Патриарха и муфтия можно считать серию выступлений протоиерея Всеволода Чаплина, который отвечает в РПЦ за взаимоотношения Церкви и общества. Чаплин одновременно обрушился на правозащитную культуру Запада и сделал ряд комплиментов исламскому образу жизни. Священнослужитель обвинил страны Европы и США в «псевдогуманизме», приоритете прав личности над интересами сообществ. Представитель РПЦ указал, что перед православными и мусульманами стоят общие вызовы. Чаплин также повторил свою излюбленную идею о том, что России надо создать аналог исламской банковской системы.
Казалось бы, между двумя крупнейшими религиозными общинами страны наконец-то достигнута гармония. Но шайтан, как водится, скрыт в деталях, а в нашем случае – на региональном уровне. Как раз в те дни, когда с высоких трибун и в торжественной обстановке официальных резиденций звучали слова солидарности, в Перми произошел досадный казус. Передвижная выставка «Корана вязью сотканы мотивы» была удалена из местной художественной галереи. Она должна была открыться в конце декабря. Дело в том, что галерея по договоренности располагается в здании православного кафедрального собора, и местной епархии РПЦ, сообщают СМИ, не понравилось, что Коран будет находиться в храме во время рождественских праздников.
В этой связи вспомним, что Равиль Гайнутдин, выступая на форуме, предложил отечественным мусульманам смело «реализовать свой потенциал как представителей масштабной евразийской культуры». Однако еще недавно аналогичный форум, только православный, а именно Всемирный русский народный собор, четко указал на православие как основу русской культуры, что, кстати, вызвало критику исламской интеллигенции.
Не похоже, что Россия готова превратиться в некий евразийский плавильный котел, тем более что против идеи плавильного котла как западной уловки уже высказывались в РПЦ. Даже простое сосуществование двух религиозных культур в России далеко от идиллии. Мусульманская община не снимала своих претензий по поводу запрета исламской литературы, в том числе турецкого происхождения, блокирования строительства новых мечетей, запрета на хиджаб в учебных заведениях. В свою очередь, православная общественность не избавилась от страха перед иммиграцией мусульман и угрозой утраты русской идентичности.
Главное, что для защиты своих интересов больше нельзя ссылаться на необходимость соблюдения прав личности и свободы совести, ведь все это – «псевдогуманизм», уловки «цивилизации безбожия». Тут РПЦ и мусульмане нашли согласие.