Фото Reuters
Накануне дефолта 1998 года Госдума занималась важным делом – она трудилась над законом о медоносных пчелах. Законотворцы определяли, что «пчеловод – это гражданин, занимающийся пчеловодством», а «пчелиная матка – это самка». Правильно ли было накануне кризиса выбрать в качестве приоритета именно «пчелиное регулирование»? Ответ на вопрос был получен в августе 98-го, когда правительство вынуждено было признать себя банкротом.
Сегодня делом, похожим на «пчелиное регулирование», занимается само правительство. Почти год министерства трудятся над важным вопросом: начиная с какой цены получатели международных почтовых посылок должны платить налоги?
Сейчас такой налог взимается с посылок дороже 1000 евро. А Минфин настаивает, что налог надо брать с посылок дороже 150 евро. На близкой цифре сосредоточилась и Федеральная таможня. Кроме того, ведомства хотели ввести персональный учет получателей посылок: чтобы граждане не могли получать более одной посылки в месяц.
Организовать новое «пчелино-почтовое» регулирование правительство и администрация президента пытаются с 2013 года. Прирост бюджетных доходов от налога на посылки будет микроскопическим – если будет. Тем не менее эту проблему в Кремле и Белом доме считают важной. Для ее решения собираются межведомственные совещания, о ней говорят вице-премьеры и президентские помощники.
«Есть согласованная цифра, но я не хотел бы ее называть. Могу сказать одно: эта цифра будет абсолютно необременительна для граждан и она существенно превышает среднюю стоимость посылки», – объявил в конце прошлой недели помощник президента Андрей Белоусов. При этом он уточнил, что средняя стоимость почтовой интернет-покупки – 200–250 евро.
Если верить Белоусову, то за целый год работы чиновники выяснили для себя, что вводить сплошной налог на почтовые интернет-покупки все же не следует. Напомним, что Минфин как раз и настаивал на введении налога на большинство посылок. Напомним, что в конце 2013 года министр Антон Силуанов настаивал на снижении необлагаемой цены посылки с тысячи до 150 евро.
Такая позиция Минфина противоречила нормам Таможенного союза. Но и это не смутило чиновников. «У нас в Таможенном союзе будет единое решение, но со временем. А до этого оно появится на национальном уровне. То есть мы снижаем до уровня 150 евро и ведем переговоры в рамках Таможенного союза», – объяснял в начале года замминистра финансов Сергей Шаталов.
Тогда могло показаться, что Минфин и правда радеет за государственный интерес и беспокоится о наполнении государевой казны. Однако уже в сентябре выяснилось, что в ведомстве Силуанова не знают, принесет ли новое «пчелино-почтовое» регулирование дополнительный доход или, наоборот, потребует лишних расходов бюджета на увеличение штата таможни и учет всех платежей.
Такой вывод относительно почтового проекта Минфина был опубликован в сентябре экспертами Минэкономразвития. По их оценкам, после введения почти сплошного контроля международных посылок нагрузка на таможню и почту вырастет более чем в 12 раз. При этом не ясно, справятся ли с ней таможенники или потребуют новых «трудовых ресурсов и соответствующей инфраструктуры». Вчера глава Минэкономразвития объявил, что порог взимания налога с посылок будет снижен с тысячи евро до 500 долл. Никаких значимых последствий такое решение министров иметь не будет. И это прямо следует из отчета того же Минэкономразвития.