Фото сайта Агентство городских новостей МОСКВА
Почти 2 млн просмотров за несколько дней собрал размещенный на YouTube видеоролик, запечатлевший события у Исторической мечети Москвы. 26 сентября после пятничной молитвы толпа верующих вступила в конфликт с ОМОНом, задержавшим одного из прихожан.
Сначала верующие достаточно мирно спорят со стражами порядка. «Его (задержанного. – «НГ») били, в следующий раз будут меня бить, будут говорить, что все мусульмане плохие и террористы», – нагнетает страсти кто-то из присутствующих. Толпа растет. Видеокамера в руках одного из участников событий показывает мусульман, заполнивших улицу на всем ее протяжении. «Если не хотите потасовки, пусть его отпустят! – начинают в какой-то момент кричать из толпы. – Никто не уйдет отсюда и автобус не уедет, если он оттуда не выйдет!» Собравшиеся скандируют «Аллах акбар!» «Давайте, братья, выпустим его!» – заявляет кто-то. У входа в омоновский автобус уже собралось несколько мужчин мощной комплекции, и один из них под одобрительные возгласы пытается проникнуть внутрь. Автобус раскачивают, бьют по нему руками. Накал страстей растет с каждой минутой. «Поджигаем!» – предлагает кто-то. Появившийся в дверях автобуса задержанный вызывает у собравшихся эйфорию. С криками «Аллах акбар!» многие поднимают вверх указательные пальцы: это символ единобожия, популярный у мусульман. «Революция, братья! Это была революция!» – делятся ощущениями участники событий.
Оценивая 1 октября это происшествие в эфире радио «Говорит Москва», член Общественной палаты РФ Антон Цветков сравнил его с беспорядками на Манежной площади в 2002 и 2010 годах и в Бирюлеве в 2013 году. По словам Цветкова, возглавляющего комиссию ОП РФ по общественной безопасности, а также общероссийскую организацию «Офицеры России», сейчас активно изучается опыт расовых беспорядков в Фергюсоне (США) в августе с.г. На события в Фергюсоне, а также на бунты иммигрантской молодежи в Париже и других французских городах 2005 года произошедшее у Исторической мечети весьма похоже (только в миниатюре), так как поводом для раскачки ситуации становится один из пострадавших «братьев», затем развивается тема якобы глобальной ущемленности общины со стороны власти и полиции. «Правительство и силовые структуры объявили войну мусульманам!» – прямо заявил 1 октября в эфире радио «Говорит Москва» исламский активист Али Чаринский, сначала снявший и выложивший в Интернет скандальное видео, а затем выступавший в СМИ как представитель «рассерженных мусульман».
«Молодежь за год действительно очень сильно радикализировалась», – признает Чаринский. В прошлом году в Исторической мечети не раз задерживали активистов запрещенной в нашей стране исламистской организации «Хизб ут-Тахрир», убеждавших прихожан в том, что в России ущемляются права мусульман. Неудивительно, что в итоге многие из верующих готовы идти на конфликт со стражами порядка, и даже ОМОН их не страшит.
Какой же предлагается выход из ситуации? «Мы с Российским конгрессом народов Кавказа пригласим наблюдателей, которые будут следить за тем, чтобы права жителей не нарушались и чтобы права полицейских не нарушались», – заявил Цветков. Его коллега по ОП РФ Максим Шевченко пошел еще дальше. 1 октября он написал в Facebook: «Надо бы, чтобы мечеть выделяла 100–200–300 и т.д. общественных активистов-дружинников из числа верующих… ОМОН в этом случае… оказывает поддержку, но ни в коем случае не организовывает порядок, логистику и безопасность».
Создание таких «параллельных» органов правопорядка, тем более по этноконфессиональному признаку, является вызовом существующей в цивилизованном обществе монополии государства на насилие. Странной представляется также ситуация, когда стражи порядка нуждаются в «защите их прав» со стороны «общественников» из национальных диаспор.