Министерство образования и науки к 1 ноября должно представить правительству свои предложения по расширению курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Сейчас этот предмет включен в программу четвертого класса общеобразовательных школ. Предположительно ученики будут изучать религиозные культуры со второго по десятый класс.
Не совсем ясно, какие достижения в преподавании ОРКСЭ за два года, прошедших с тех пор, когда предмет получил повсеместное распространение в качестве федерального компонента образования, дают основание для столь мощного количественного увеличения. В прошлом учебном году 46% четвероклассников выбрали модуль «Основы светской этики», и еще 19% – «Основы мировых религиозных культур». Это значит, что большинство школьников не проявило интерес к конфессионально ограниченным знаниям.
Минобрнауки утверждает, что выполняет поручение правительства, а не реагирует на настойчивые просьбы РПЦ. Однако известно, что как только в школах страны появился этот предмет, Церковь сразу же начала продавливать вариант, предполагающий сквозной характер курса. Недавно Московский Патриархат сделал ряд новых заявлений по этому поводу, попутно раскритиковав современную систему образования, и, видимо, капля источила камень.
Церковь внедряется в систему государственного образования и одновременно лоббирует интересы собственных учебных заведений для детей. В настоящее время идет работа по созданию единой системы воскресных школ на территории России и их реестра. Государство и в этом идет навстречу РПЦ, предусмотрев для отдельных типов воскресных школ статус учреждений дополнительного образования. Конечно, лучше пусть дети будут заняты в соответствии со своими интересами, чем воспитаны улицей.
Воскресных школ в России около 10 тыс. Возможно, этого мало для большой страны, и поэтому Церковь распространяет свое влияние на государственную школу. Нужно ли это обществу? «Даже во времена, когда люди в большинстве своем не умели ни читать, ни писать, развитие – экономическое, политическое, социальное – только потому и происходило, что были люди образованные, чей уровень знаний соответствовал уровню знаний эпохи», – заявил Патриарх Кирилл 1 сентября с.г. Нельзя не признать правоту этих слов. Однако в наше время мало уметь читать и писать. За 11 лет школьники должны овладеть огромной суммой знаний и умений, запрос на которые на рынке труда растет не по дням, а по часам. На глазах совершенствуются технологии, усложняются механизмы социальных отношений, развиваются естественные науки. Этот темп диктует ужесточение конкуренции государств. Система образования должна не просто успеть за развитием науки и техники, но предусмотреть опережение.
Между тем физиологический ресурс ребенка не безграничен, а школьная программа не резиновая. Заинтересованные силы предлагают заполнить академические часы идеологизированными предметами. Эти новации могут привести к сокращению преподавания дисциплин, без которых невозможно выйти на современный рынок труда – например, иностранного языка.
В данном вопросе следует придерживаться евангельского принципа «Кесарю – кесарево, а Богу – богово». Ограниченное число людей, которые желают жить в соответствии с преимущественно духовными ценностями и готовы к самоограничению, имеют на это право, в том числе на церковные школы.
Однако для страны в целом наращивание интеллектуальных и материальных ресурсов служит необходимым условием для прогресса. Без развития рационального мышления и ориентации на приумножение технологий и знаний Россия проиграет в глобальной экономической и политической конкуренции. Задача государственной школы – готовить новые поколения к этой очень жесткой конкурентной борьбе, а не проповедовать отказ от прогресса.