В минувший понедельник в Черное море вошел американский ракетный крейсер «Велла Галф» класса «Тикондерога». На вооружении крейсера крылатые ракеты «Томагавк», противолодочные ASROC (Anti-Submarine ROCket), зенитные управляемые ракеты «Стандарт мисайл-2» (SM-2) и «Стандарт-3» (SM-3) системы ПРО «Иджис». Авиационное вооружение состоит из двух многоцелевых вертолетов. «Велла Галф» с визитом посетил Болгарию, а затем перешел в румынские территориальные воды для участия в военно-морских учениях «Бриз-2014».
«Мы рады возможности работать еще раз в этой жизненно важной области мира», – сказал командир крейсера Роберт Кац. Он отметил, что «важно поддержать и успокоить наших партнеров». По мнению Каца, присутствие крейсера «Велла Галф» в Черном море подтверждает приверженность США «упрочению связей с союзниками по НАТО и партнерами, ради достижения взаимных целей укрепления мира и стабильности в регионе», – сообщает официальный сайт ВМС США.
В предыдущий раз «Велла Галф» выполнял миссию «укрепления стабильности» в Черном море в период с 23 мая по 12 июня 2014 года. Он не первый боевой корабль, который зачастил в этот регион. Черное море стало своеобразной Меккой для боевых кораблей НАТО и США, беззастенчиво осуществляющих разведывательную деятельность и оказывающих военно-политическое давление на причерноморские страны. Это происходит постоянно. Например, 11 апреля в Черное море вошел «Дюпюи де Лом» – согласно Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС) сертифицированный как пассажирское судно научного назначения. 30 апреля, то есть на 20-е сутки, «Дюпюи де Лом» вышел из Черного моря. Но 15 мая – вновь вернулся и находился здесь до 29 мая. Прошло несколько недель, и 16 июня он вновь вошел в Черное море. 26 июня его видели в болгарском порту Варна, а с 28 июня по 2 июля – уже в грузинском порту Батуми. 7 июля он проследовал через Босфор в южном направлении. Но можно не сомневаться, что «Дюпюи де Лом» еще не раз вернется.
Что же интересует «пассажиров» французского судна в Черном море? Отнюдь не научные проблемы. Четырехпалубный «Дюпюи де Лом» – самый современный корабль радиоэлектронной разведки ВМС Франции. Он превосходит аналогичный по назначению корабль «Марьятта» норвежских ВМС, который шпионит в Баренцевом море у входа в Кольский залив. Его особого внимания удостаиваются идущие на боевую службу атомные подводные лодки.
Но чем занимаются американские и другие иностранные разведывательные и боевые корабли в Черном море, где, как известно, нет российских атомных подводных лодок с баллистическими ракетами на борту межконтинентальной дальности. В Черном море, как в коммунальной квартире, все на виду и постороннему здесь делать нечего. Однако эти посторонние с маниакальным упорством пытаются подслушивать и подглядывать в замочную скважину, конечно, в современном понимании этого слова. Оборудование «Дюпюи де Лом» позволяет обнаруживать и проводить технический анализ излучений различных радиолокационных станций в диапазоне частот от 300 МГц до 90 ГГц, а также перехватывать и прослушивать сигналы систем связи, включая сотовой и спутниковой, в диапазоне частот от 30 кГц до 100 ГГц. Под двумя шарообразными обтекателями, расположенными между мачтами, спрятаны спутниковые антенны. В комфортабельных операционных залах корабля 78 специалистов различных ведомств посменно несут вахту, обрабатывая и анализируя получаемую разведывательную информацию.
С разведывательной миссией в Черное море зачастил и самый современный французский фрегат с управляемым ракетным вооружением (УРО) «Сюркуф». Он находился в Черном море с 28 мая по 17 июня, а 4 июля вновь прошел Босфор в северном направлении. Как считают в «НВО», фрегат «Сюркуф» в отличие от «Дюпюи де Лом» не специализирован на разведывательных задачах, однако способен эффективно сканировать своей аппаратурой наземные объекты, осуществлять радиоперехват любых видов переговоров, включая телефонные разговоры и электронную почту. Самая близкая к Крыму точка акватории Черного моря, в которой побывал «Сюркуф» во время своей июньской «экспедиции», располагается примерно в 50 км от береговой линии. В этот момент против «Сюркуфа» активно использовались средства РЭБ, сообщили ИТАР-ТАСС в штабе Черноморского флота.
Всего за последние пять месяцев в Черном море побывали уже 28 боевых кораблей НАТО, в том числе: 13 американских, 9 французских, 4 итальянских, по одному кораблю Великобритании и Греции, не считая учебного корабля польских ВМС. Сейчас в Черном море находится восемь боевых кораблей непричерноморских государств – членов НАТО. Однако их общий тоннаж составляет чуть более 19 тыс. т, что соответствует условиям Конвенции Монтрё.
В прошлом веке заход в Черное море боевых кораблей непричерноморских государств был настоящим событием, а сейчас море превратилось в проходной двор, в первую очередь для кораблей США. Однажды американские моряки уже поплатились за свою бесцеремонность. Инцидент с крейсером «Йорктаун» и эсминцем «Кэрон» 11 февраля 1986 года произошел в морском районе со спорной линией демаркации государственной границы и закончился для американцев конфузом. Сегодня тема демаркации морской границы вновь стала актуальной с учетом заявлений, прозвучавших в Киеве, о том, что Крымский полуостров – это временно оккупированная территория, а район моря вокруг полуострова – территориальные воды Украины. Неурегулированность вопросов разграничения территориальных вод, континентальных шельфов и исключительных экономических зон между Россией и Украиной вносят напряженность в морскую деятельность обеих стран. В этих условиях неоправданно частые заходы в Черное море большого числа боевых кораблей, прежде всего американских, ведут к дестабилизации военно-политической обстановки в регионе и возможным военным провокациям.