Фото официального сайта самарского Театра юного зрителя
На днях министр культуры Владимир Мединский заявил о необходимости провести реформу всех театров юного зрителя: «Нужно срочно реформировать все театры юного зрителя в регионах, чтобы там ставились произведения школьной программы», – сказал Мединский на заседании президентского Совета по межнациональным отношениям. По мнению министра, в ТЮЗах надо ставить классику технологически современно, но без сущностных искажений и «странностей под видом нового прочтения»: «А то гоголевская Русь-тройка превращается неожиданно в троицу соображающих у помойки алкоголиков, как в одном московском театре. Именно такой образ был создан под вывеской «Мертвых душ», – заметил министр культуры. Справедливости ради – этот спектакль вышел совсем не в ТЮЗе.
ТЮЗы, о которых с высоких трибун говорят с неизменной горечью – мол, система почти уничтожена, тем не менее в последнее время вспоминают с известной регулярностью. О ТЮЗах говорилось и на недавнем расширенном заседании президиума Совета при президенте по культуре и искусстве во Пскове. Тогда Владимир Путин даже возложил на театры важную воспитательную миссию: «Надо воспитывать новое поколение зрителей с хорошим художественным вкусом, умеющих понимать и ценить театральное, драматическое, музыкальное искусство. Нужны серьезные качественные постановки для детей и подростков, которые будут учить думать, сопереживать, прививать добро. И если бы у нас делалось это должным образом, то, может быть, и трагедии, подобной сегодняшней московской, не было бы», – сказал Владимир Путин, имея в виду стрельбу в московской школе. Президент напомнил также, что «ленинградский ТЮЗ продолжал давать спектакли даже во время блокады. А сейчас новые театры юного зрителя практически не создаются», а существующие часто предоставляют свои сцены под различные некачественные шоу. Своею болью поделился тогда и худрук Александринского театра Валерий Фокин, который сам, правда, в ТЮЗах не работал: «Советская система структурно была очень четкая, целесообразная и крепкая. А сегодня вся театральная деятельность – это хаос. ТЮЗы почти уничтожены. Взрослые театры взяли на себя их функции, но не справились». Так что заявление и предложение о реформе из уст министра культуры следует рассматривать в контексте уже состоявшегося в начале года разговора с президентом.
Региональные театры тут же взялись за ревизию своего репертуара. К примеру, в Саратове обратили внимание, что в репертуаре их знаменитого на всю Россию ТЮЗа есть спектакли «Ревизор» и «Старосветская любовь» по Гоголю, «Поздняя любовь» и «Наливные яблоки» Островского, «Вишневый сад» Чехова, «Три товарища» Ремарка. А вот появившаяся в этом сезоне премьера по пьесе Максима Горького «Последние» имеет возрастное ограничение 16+. Какие уж тут дети?! Кстати, в Саратове вспомнили и о том, что во время недавнего визита к ним министр культуры пообещал директору саратовского ТЮЗа Анатолию Барсукову рассмотреть предложение о разделении заявок на федеральное финансирование детских и драматических театров. Это важно, поскольку на протяжении многих лет ТЮЗы «естественно» финансировались скромнее.
Но в словах министра легко обнаружить, по сути, неразрешимое противоречие. Если технологически современно – то искажения неминуемы, поскольку классики, почти все, жили в другую эпоху, а понимание размаха этих противоречий в театре очень часто лежит в области зрительского восприятия. То, что одному кажется уместным и даже – открытием в мире того или другого классического автора, другой называет надругательством и искажением классики. Так было всегда, ничего нового в театре видеопанели в этом отношении не принесли. Как бы то ни было, спектакли по классике не могут заменить чтение классики, поскольку театр по определению – другое искусство, отличное от литературы.