Фото Reuters
Во вторник, 3 июня, состоялась официальная церемония закрытия авиабазы США в аэропорту «Манас» на территории Киргизии. Командующий базой полковник Джон Миллард вручил символический ключ от объекта представителю киргизских Вооруженных сил. Посол США Памела Спратлен сообщила, что последний американский солдат покинет базу через неделю. Хотя крайний срок был – 11 июля. Торопятся американцы в другие горячие точки.
Играл ли оркестр, поднимались-спускались флаги, выяснить не удалось. Новостные порталы Киргизии умолчали о событии, которое вызвало живую реакцию в России. Словно не было двенадцати с половиной лет присутствия иностранных войск, болезненных инцидентов, коррупционных скандалов и «укрепления американо-кыргызстанской дружбы».
Сначала просто база, затем авиабаза «Ганси» и, наконец, Центр транзитных перевозок разросся с 10 га до 220, на которых разместились около 200 строений. Через эти воздушные ворота в Афганистан прошли 5,5 млн военнослужащих антитеррористической коалиции – 98% их общего количества. Иногда на базе находилось сразу несколько тысяч солдат и десятки самолетов.
Все ценное имущество – аэронавигационное, аэродромное, связи и радиоэлектронной разведки – вывезено в США и Румынию. Осталось подлежащее списанию: сборные домики, дизель-генераторы, оборудование медпунктов, мебель. По скрупулезной оценке американцев, на 30 млн долл. Что теперь со всем этим лагерем делать? Вряд ли Министерству обороны Киргизии нужен такой объект, приспособленный лишь для транзитного пребывания грузов и людей.
Все эти годы база, более известная как просто «Манас», раздражала российское руководство. Американцы обустраивались в регионе всерьез и надолго. В 2002 году военнослужащие США помимо «Манаса» заняли бывшие советские базы в Ханабаде и Кокайды (Узбекистан), Душанбе и Кулябе (Таджикистан), вложив в модернизацию каждой по 200–250 млн долл. Это позволило взять под контроль весь Центрально-Азиатский регион. Оказаться в тылу Китая и России, получить отличные позиции для их прослушивания средствами радиоэлектронной разведки. С Россией не церемонились, она была слишком слаба. И ответила лишь небольшой авиабазой в Канте (Киргизия).
Но время шло, США увязали в Афганистане и портили отношения с местными партнерами. За поддержку мятежников их выгнали из Узбекистана, а Таджикистан не рискнул ссориться с Россией. Дольше всех просуществовал «Манас», пережив две цветные революции и двух свергнутых президентов. Каждый раз побеждающая оппозиция обещала употребить во благо народа арендную плату за авиабазу.
Вначале аренда стоила всего 2 млн долл. Потом доросла до 52 млн в год. Но ни процветания, ни стабильности не случилось. Зато вокруг базы сложилась своя коррупционная система снабжения горючим, продовольствием и пр. Заокеанские инвесторы так в регион и не пришли. Пришли китайские, чтобы усилить свое влияние в противовес США.
Зато все эти годы, при любой власти в Бишкеке Россия стремилась дружить с Киргизией против американской базы. Когда в 2006 году американский самолет-топливозаправщик протаранил самолет киргизского президента, российский президент подарил ему новый Ту-154.
Еще несколько лет назад США планировали остаться в «Манасе» навсегда, но планы поменялись. После ухода из Афганистана не останется оправдания для пребывания в регионе. Платить за содержание небольшого контингента, никак не влияющего на ситуацию в регионе, тоже нет смысла. Военные усилия сейчас перенаправлены в Европу. Барак Обама попросил у Сената 1 млрд долл. на усиление группировки НАТО в Восточной Европе. На «Манас» денег уже все равно не хватит.
А Россия выделяет в Фонд развития Киргизии 1 млрд долл. и 200 млн долл. на реализацию «дорожной карты» по вступлению в Таможенный союз. Закрытие американской базы оказалось доходнее 12 лет ее существования.