Члены японского парламента во время посещения синтоистского храма Ясукуни. Фото Reuters
Вчера в Токио 147 членов парламента посетили синтоистский храм Ясукуни, а премьер-министр Синдзо Абэ прислал свое подношение – деревце в этот храм, где покоятся «души погибших воинов». За несколько дней до этого был перенесен на более поздний срок, который предстоит уточнить, визит в Москву министра иностранных дел Фумио Кисиды.
Это знаковые события накануне начинающегося сегодня визита в Японию президента США Барака Обамы. Поклонение «душам погибших воинов», в том числе казненных по приговору Токийского международного трибунала для главных военных преступников, показывает национальное чувство и самостоятельность японцев, в том числе и в оценке Второй мировой войны. Хотя против таких визитов протестуют многие: Россия, Китай, США, страны Восточной и Юго-Восточной Азии.
Отмена визита Кисиды входит в число «откликов» Японии на украинский кризис, хотя официально говорят об «утрясании графика мероприятий». До этого Токио поддержал введенные против России международные санкции, включая приостановку ее участия в саммитах «большой восьмерки», и ввел собственные. В числе последних приостановка переговоров об инвестициях, о сотрудничестве в военной области и в деле освоения космоса.
Все это формирует атмосферу на переговорах с Обамой. Токио остро нуждается в поддержке своего военного строительства в противостоянии с Китаем. По сообщениям, поступившим ранее из Вашингтона, Барак Обама пообещает передать Японии необходимую военную технику и вооружение, в том числе четыре эсминца системы ПВО–ПРО Aeigis. Как ожидают, президент США публично выскажется за сохранение статус-кво в Восточно-Китайском море, то есть сохранение контроля Японии над островами Сенкаку (Дяоюйдао).
Деликатная тема в двусторонних отношениях – наличие в Японии большого количества расщепляющихся веществ. В конце марта Токио согласился возвратить в США полученные ранее для научных целей 330 кг плутония. В то же время он жестко держит курс на переработку «у себя дома» огромного объема отработанного ядерного топлива и добивается поддержки в этом со стороны Вашингтона. Между тем создаваемый с этой целью комбинат сможет производить до 8 т плутония в год (на бомбу типа нагасакской требуется около 8 кг плутония).
Все это объясняет, почему Токио столь решительно демонстрирует полную солидарность с США по поводу кризиса в весьма отдаленном от него регионе. Явно поступаясь при этом экономическими и иными интересами. В связи с этим стоит обратить внимание на последнюю принятую им меру – отмену визита Кисиды в Москву. Решение было принято не без колебаний, буквально в последний момент. Дело в том, что кроме участия в работе двусторонней комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству министр должен был подготовить визит в Японию осенью этого года президента РФ Владимира Путина.
В Токио контактам между обеими странами на высшем уровне придают особое значение в первую очередь в связи с территориальным вопросом – требованием к России уступить Японии южную часть Курильских островов, так называемые северные территории. Убедившись в неэффективности использовавшихся в прошлом способов добиться от Москвы уступок (с помощью пропагандистского давления, ограничения бизнеса и т.п.), японские руководители делают особый упор на личные контакты с российским руководством. Весьма активен в этом плане нынешний премьер Синдзо Абэ, уже несколько раз встречавшийся в этом году с Владимиром Путиным, в том числе в Сочи. И вот динамика учащающихся бесед на острую тему нарушена, если вообще не наступит затяжной перерыв.
Против намеченного плана решения территориального вопроса работает и активно продвигаемый Токио и Вашингтоном тезис о необходимости сохранения статус-кво в регионе. Получается, что нынешнее японское правительство поступилось интересами своего северного проекта ради концентрации усилий на южном.