Исполняющий обязанности президента Украины Александр Турчинов подписал закон № 876-VII «О Национальной гвардии Украины». В соответствии с этим документом Нацгвардия является военным формированием с правоохранительными функциями и подчиняется и.о. министра внутренних дел Арсену Авакову.
Основными функциями гвардии установлены, в частности, защита конституционного строя и целостности территории государства. Гвардия должна участвовать в прекращении вооруженных конфликтов и провокаций на госгранице, в специальных операциях, в пресечении массовых беспорядков, в восстановлении конституционного правопорядка, в осуществлении мероприятий правового режима военного положения, а также выполнять задачи территориальной обороны.
В соответствии с законом численность Нацгвардии не превышает 60 тыс. военнослужащих. В случае необходимости численность может быть увеличена соответствующим законом.
Нацгвардия состоит из главного органа военного управления, оперативно-территориальных объединений, а также соединений, воинских частей и подразделений, которые не входят в состав оперативно-территориальных объединений. К ним относятся, в частности, подразделения (отряды) специального назначения, военные части оперативного назначения, авиационные воинские части. Положение о них утверждается не президентом страны или кабинетом министров, а лично министром внутренних дел, что предполагает их подчинение лично только министру. Создание, организация и ликвидация соединений, частей (в том числе и специального назначения по типу «Беркута») осуществляются лично министром внутренних дел. Передислокация осуществляется также по решению министра. Им же осуществляется военно-политическое и административное руководство.
Нацгвардия комплектуется военнослужащими, проходящими военную службу по контракту и по призыву. Военнообязанные (кроме тех, кто не подлежит призыву на военную службу по мобилизации) в добровольном порядке могут быть зачислены в военный резерв Нацгвардии.
Гвардейцы имеют право хранить, носить и применять специальные средства и оружие как в составе подразделения, так и лично.
Создание Нацгвардии решает две проблемы. Первая связана с состоянием армии. «При реальной проверке боевой готовности выявлен ряд недостатков, которые влияют на готовность Вооруженных сил к ведению боевых действий», – заявил 11 марта на заседании Верховной Рады и.о. министра обороны Игорь Тенюх.
Вторая проблема – это «трудоустройство» толпы с майдана, получившей в руки оружие. «Вооруженные формирования, люди с оружием должны уйти с улиц… Самым активным и боевым скажу: …вступай в Национальную гвардию!» – написал 15 марта в своем Facebook Арсен Аваков.
Более конкретно выразился Виталий Ярема, курирующий в правительстве силовой блок. В интервью, опубликованном в «Правде Украины» 16 марта, Ярема сказал: «Люди, которые привели новую власть и посадили в такие красивые кабинеты, требуют не смены лиц, а изменения ситуации в Украине. Их можно понять. Но это перерастает в реальную угрозу общественному порядку... Вчера было проведено совещание с участием Александра Турчинова. Было решено прекратить деятельность этих полувоенных формирований, и большую часть мероприятий провести в дипломатическом процессе. Сегодня продолжаются консультации с советом площади, руководителями подразделений самообороны. Часть из них привлекается в Национальную гвардию. А потом наступит время Ч, когда с майдана и по телевидению будет объявлено, что с такого-то момента эти формирования являются незаконными, будут задержаны и привлечены к ответственности».
Ярема уточнил, кого пригласят в Нацгвардию: «Мы приглашаем всех. Это все общественные объединения, сформированные вокруг идеи майдана – «Нарния», «Белый молот», «Самооборона». Надо дать выход энергии, которую люди получили на майдане, в другое направление…».
О «Правом секторе» Ярема выразился дипломатично: «ведутся интенсивные переговоры с руководством этого подразделения». В переводе с бюрократически-казуистического – политики, приведенные к власти «Правым сектором», пытаются купить его руководителей высокими должностями в Нацгвардии.
И.о. министра обороны Игорь Тенюх на вопрос: «Сколько человек уже записалось в Национальную гвардию?» – ответил: «Несколько дней назад было более 40 тыс. человек, которые вызвались и уже записались в военных комиссариатах. Сейчас идет их призыв и введение в части, которые будут сформированы в составе Национальной гвардии». Видимо, Тенюх погорячился. Вербовочные службы, осуществляющие набор в Нацгвардию, начали работать только 16 марта. А 17 марта Аваков, находясь в учебном центре Нацгвардии в селе Новые Петровцы Киевской области, назвал другую цифру: «Всего за один день работы вербовочных служб туда обратилось более 4 тыс. граждан». Ранее в пресс-службе внутренних войск МВД Украины сообщили, что за первые четыре часа работы вербовочных пунктов записалось более 1500 желающих. Вероятнее всего, это и есть те самые «силы самообороны» с майдана, о которых сказал Ярема. Теперь всем нашли работу. Толпа организована и узаконена, она становится частью государственных органов, исполняющих военную и правоохранительную функции. И вся эта сила находится в подчинении одного человека – и.о. министра внутренних дел, у которого тоже есть свои политические и экономические амбиции.
Нацгвардия – это еще одна статья расходов в дырявом бюджете Украины. На сайте МВД, как и в случае с Минобороны, обнародован счет для перечисления благотворительных пожертвований на обеспечение деятельности Нацгвардии. Но одной благотворительности майдановцам мало. 16 марта на заседании нелегитимного правительства Арсений Яценюк уточнил, что сумму почти в 7 млрд гривен получат Государственная погранслужба, МВД и Минобороны сроком на три месяца. А фактически требуется десятикратное увеличение суммы средств на оборону, по сравнению с той, которая предусмотрена бюджетом.
Трудоустройство боевиков с майдана по решению олигархов, попавших во власть, оплатит социально незащищенная часть населения Украины. Кабинет министров утвердил проект закона о сокращении расходов почти по 30 государственным программам, включая и социальные, на сумму 6,88 млрд гривен. Яценюк пообещал, что финансирование всех программ кабинет министров восстановит немедленно, после того как страна будет надежно защищена и возобновится ее экономический рост. Но вот когда это произойдет – никто не знает.
Рядовые граждане страны, зомбированные пропагандистской машиной ставленников майдана, сегодня еще находятся в эйфории. Но скоро они узнают настоящую цену произошедшего переворота. Для них станет настоящим открытием вступление страны в очередную полосу бедности, насилия и беззакония.