Фото Reuters
В России есть люди, которые вздохнули с большим облегчением после начала украинского кризиса. Это чиновники в экономическом блоке правительства и в руководстве ЦБ. Еще вчера от них требовали оживить российскую экономику, улучшить инвестиционный климат, повысить эффективность госрасходов и даже поднять производительность труда. Руководителям экономических ведомств приходилось объяснять: почему в стране падает инвестиционная активность, почему не растет промышленность и почему затухает экономический рост. При этом президент требовал от министров отыскать резервы экономического роста, а то и вовсе – найти новую экономическую модель. Чиновникам Центробанка, в свою очередь, приходилось объяснять, как именно они борются с инфляцией и каковы успехи в этой самой борьбе. Одним словом, ответственные за экономику чиновники находились в центре общественного и начальственного внимания – и чувствовали себя чуть ли не как уж на сковородке.
Однако с началом «крымского похода» ситуация для них радикально изменилась. Все проблемы российской экономики как бы отошли на второй план и стали казаться не такими важными. Да и кто сегодня посмеет спросить с министров за падение ВВП, за рост цен, закрытие предприятий, рост безработицы или падение доходов? Ведь все эти неприятности можно будет объяснить одним-единственным «украинским фактором». И тут невольно вспоминается: «война все спишет». Спишет она и бегство капитала, и неустойчивость рубля, и потерю резервов. В результате 2014 год скорее всего окажется потерянным для отечественной экономики.
Пока экономический прогноз на 2014 год и на бюджетную трехлетку не пересматривался. И официальными ориентирами остаются те цифры, которые Минэкономразвития опубликовало в конце прошлого года, очередной раз ухудшив свой прогноз. Однако и этот ухудшенный прогноз сегодня мало согласуется с реальностью – в частности, по оттоку капитала, по курсу рубля, по инвестициям, по инфляции или по промышленному производству. Это уже фактически признал замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач, который заявил, что январское ослабление рубля может привести к увеличению инфляции по итогам 2014 года до 5,2–5,3% вместо текущего целевого прогноза министерства в 4,8%. Напомним, что весь прогноз основан на среднегодовом курсе доллара в 33,9 руб., что сегодня кажется чуть ли не фантастикой.
Вчера Интерфакс опубликовал собственный консенсус-прогноз на основе опроса ведущих инвесткомпаний о состоянии экономики в феврале: промышленность стагнирует, инвестиции сокращаются, инфляция ускоряется. Это абсолютный контраст с правительственными ориентирами. А ведь февральские прогнозы независимых аналитиков не учитывали последствий обострения украинского конфликта.
Таким образом, для наших чиновников складывается удивительная ситуация. Обещанные ими темпы роста ВВП (2,5% в год), которые означают глобальное отставание России, не поддерживаются ни президентом, ни обществом. Реальное состояние экономики на практике оказывается еще хуже. Однако никаких оргвыводов из этого скорее всего не последует, поскольку эти неурядицы будут списаны на внешнеполитические причины.
Между тем некоторые исследователи уже советуют изменить столь льготное положение. «В условиях общей стагнации российской экономики и при отсутствии шансов на ее оживление значительное повышение зарплат чиновников, не подкрепленное повышением их эффективности, только усугубляет пессимизм относительно перспектив конкретных мер по стимулированию экономического развития России», – заявляют в Институте Гайдара.