В минувшую пятницу состоялось заседание коллегии Министерства обороны РФ, на котором были рассмотрены вопросы хранения ракет, боеприпасов и взрывчатых веществ, усилий ДОСААФ по расширению подготовки граждан по военно-учетным специальностям, ну и самое основное, ход выполнения плана деятельности ведомства до 2020 года. И вот этот главный вопрос обернулся рядом неожиданностей, поскольку на повестку дня встал вопрос о переносе на более ранние сроки осуществления некоторых крупномасштабных мероприятий в Вооруженных силах. Причем неясно было, за счет чего подвижки должны финансироваться.
Открывая заседание коллегии, министр обороны генерал армии Сергей Шойгу заявил, что в числе приоритетных задач Минобороны до 2020 года особое место отводится наращиванию возможностей системы воздушно-космической обороны. «В целях совершенствования одной из важнейших ее составляющих – Системы предупреждения о ракетном нападении – по периметру национальной территории государства дополнительно разворачивается сеть специализированных радиолокационных станций нового поколения, изготовленных по технологии высокой заводской готовности», – сказал министр. Причем подчеркнул их приспособленность к решению задач, что могут возникнуть от «перспективных угроз в воздушно-космической сфере». Ряд таких РЛС уже развернут и успешно функционирует. Строительство очередной на востоке страны идет планово, отметил Шойгу. И здесь, что называется, все ясно даже в отдаленном будущем.
Неясности стали возникать, когда речь на коллегии зашла об ускоренном развитии другой военной инфраструктуры.
В своем докладе начальник Генштаба генерал армии Валерий Герасимов подчеркнул, что создание объектов инфраструктуры для хранения и эксплуатации вооружения и военной техники является одной из приоритетных задач в Вооруженных силах РФ. И привел множество впечатляющих цифр. По его словам, всего к концу текущего года будет построено 580 современных хранилищ на 15 арсеналах. Уже идет строительство 220 новых хранилищ на восьми арсеналах и складах. А в январе этого года начались подготовительные работы еще 193 объектов на пяти арсеналах. Как сказал начальник Генштаба, в этом году спланировано построить и реконструировать более 160 объектов для размещения перспективных ракетных комплексов РВСН, ракетных бригад Сухопутных войск, радиолокационных станций высокой заводской готовности (ВЗГ), пунктов базирования и обеспечения атомных подводных крейсеров «Борей» и «Ясень», а также аэродромов новой системы базирования. То есть размах строительства грандиозный, вполне отвечающий тем объемам финансирования, которое направляется государством на нужды Вооруженных сил.
Это в полной мере относится и к поставкам в войска новой военной техники и вооружений в рамках гособоронзаказа. Только в январе текущего года, сообщил Герасимов, в войска Западного военного округа поставлено 27 современных бронетранспортеров БТР-82А. В феврале в авиационной части Восточного военного округа поступили 12 истребителей Су-35С. Всего же в 2014 году спланированы поставки в армию и на флот более 220 самолетов и вертолетов, 8 боевых кораблей и многоцелевых подводных лодок, 14 зенитных ракетных систем и комплексов, 50 радиолокационных станций ПВО и более 200 боевых бронированных машин.
Сомнения насчет осуществимости всех этих планов не появлялись, пока слово не было предоставлено директору департамента государственного заказчика капитального строительства Минобороны РФ Роману Филимонову. Он объявил, что министерство приняло решение ускорить возведение объектов военной инфраструктуры в ряде регионов страны. В частности, ведомство собирается быстрее создать новейшую РЛС ВЗГ на востоке страны. По плану ее строительство должно было закончиться в 2015 году, а теперь предполагается перенести срок завершения работ по оборудованию технической позиции станции на 2014 год. Также предложено перенести сроки обустройства пяти военных городков Воздушно-десантных войск с периода 2016–2017 годов (так предполагалось в первоначальным плане Минобороны) на 2014–2015 годы. В текущем году намечается начать создание объектов для размещения военной полиции, инфраструктуры для двух мотострелковых бригад, реконструкцию Общевойсковой академии Вооруженных сил и академии РВСН в Москве, что ранее отодвигалось на более отдаленную перспективу.
И вот тут Филимонов крепко озадачил членов коллегии: «Прошу департамент бюджетного планирования и социальных гарантий Минобороны до 20 февраля определить источники финансирования указанных мероприятий за счет перераспределения бюджетных средств, выделяемых Министерством обороны на текущий год… Для безусловного выполнения поставленных задач по строительству и реконструкции указанных объектов предлагается уточнить план деятельности Минобороны РФ до 2020 года и до 1 марта внести в него соответствующие изменения».
Напомним, Минфин выступал категорически против какого-либо увеличения военного бюджета. Больше того, настаивал на сдвиге «вправо» сроков реализации некоторых оборонных проектов. Похоже, в Вооруженных силах согласились с этими требованиями финансистов. В случае если руководители центральных органов военного управления, в чьих интересах планируются перечисленные мероприятия, не сумеют найти источники финансирования новых работ, им обещано принудительное перераспределение средств с объектов, уже включенных в план, на объекты, появившиеся с внесением изменений. Коллегия Минобороны предложения, озвученные Филимоновым, поддержала.