Фото Reuters
Администрация президента РФ планирует провести специальные обучающие семинары для кадрового резерва российских партий. Как пишут СМИ, в перспективе партийцы могут получить назначения на должности федерального и регионального уровней. ЛДПР и «Справедливая Россия» дали добро на участие своих кадров в семинарах, КПРФ отказалась, а ее квоту предложили непарламентским партиям. Они тоже по-разному отреагировали на предложение АП: «Патриоты России» – с готовностью и одобрением, «Яблоко» – со скепсисом, «Гражданская платформа» – со сдержанным скепсисом.
Сама инициатива Кремля выглядит несколько старорежимной, если учесть, что в 2012 году в стране была проведена либерализация партийного и избирательного законодательства. В принципе это должно было означать, что у российской политики появится новое содержание: речь уже будет идти не о безальтернативной правящей элите, которая делится властью с другими партиями, а о конкуренции политических сил с альтернативными программами. И стоит сказать, что власть своей жесткой риторикой и концентрацией на своем электорате после президентских выборов 2012 года, в общем, подтверждала, что новый смысловой этап в политической жизни наступил.
Новая логика политического процесса означает, в частности, что деление оппозиционных партий на системные и несистемные теряет смысл. Все они теперь системные. Предполагается, что все они ведут борьбу за власть и все готовы представить не просто кадровый резерв, но альтернативную структуру правительства.
Идея не просто обучать, но и при возможности назначать на должности представителей оппозиционных партий в новую политическую логику едва ли вписывается. В конкурентной партийной системе правящая элита не занимается подготовкой оппозиции, а властью с ней делится только в том случае, если не имеет полного мандата на управление страной. Российская правящая элита такой мандат имеет.
Следовательно, семинары для оппозиции – возвращение к старой политической логике системности и несистемности. Точнее, партиям предлагается выбрать путь, по которому они хотят идти. Они могут играть в послереформенные независимые партии, но за власть им придется бороться в ситуации, когда прежняя правящая элита по-прежнему доминирует и в отношении соперников ведет себя политически агрессивно. Или партии могут стать частью обновленной широкой системы, признав, что, несмотря на либерализацию избирательного законодательства, власть по-прежнему раздают наверху, а самостоятельный путь к ней практически непреодолим.
До рокировки Путина и Медведева, выборов в Госдуму, протестов и реформы избирательной системы одним из теоретических вариантов трансформации политической системы в России был мирный развод правящей элиты с условным выделением либеральной, центристской и левой групп. Их объединял бы общий опыт, они договорились бы не вести борьбу на уничтожение, и эта модель могла бы обеспечить переход к конкурентной партийной демократии.
Если бы улица не стала (пусть и ненадолго) фактором влияния на решения правящей элиты, быть может, механизм системного развода и был бы со временем запущен. Этого не произошло. Вместе с тем ослабленные партийные проекты, получив новые возможности, могли бы создать нормальную конкурентную систему лишь при условии благосклонности власти, частичной игры в поддавки. Эту благосклонность она проявляла избирательно. Революционной ситуации, которая могла бы дисквалифицировать правящую элиту как политического игрока, в России не сложилось. Поэтому идея возвращения к старой системе, организованной вокруг раздающего власть Центра, становится актуальной. Если партии с этим согласятся, либерализация 2012 года окажется программой «на вырост», к воплощению которой в жизнь никто не был готов.