Фото Reuters
На этой неделе наконец стали известны результаты распределения государственных, то есть бюджетных денег Фондом кино. Главный вопрос, волновавший всех: дадут или не дадут деньги картине Кирилла Серебренникова «Чайковский». Не дали. Это странно, поскольку несколько недель назад, когда режиссер публично отказался от тех 30 млн. руб., которые выделил ему Минкульт, узнав, что Фонд кино поддерживать картину не собирается, министр культуры публично же попросил повременить и с отказом, и вообще – с беспокойством: мол, решение еще не принято, давайте подождем, когда соберется попечительский совет фонда и примет свое уже окончательное решение. Решения по «Чайковскому», следовало из слов министра, еще нет. А в контексте разгоравшегося скандала можно было сделать вывод, что министр культуры, который, конечно, до объявления решения Фонда кино не может говорить об этом во всеуслышание, намекает: Фонд кино картину поддержит. Ведь Министерство культуры картину поддержало, свои 30 млн. выделило, поскольку ничего предосудительного в картине Серебренникова по сценарию Юрия Арабова не увидело. Искали, но не нашли. Да и Арабов уже успел дать интервью: не о личном, не о постельном будет фильм, а об искусстве, о великом русском композиторе. Не помогло.Генеральный директор Фонда кино Антон Малышев, которого цитирует Интерфакс, обосновал решение фонда тем, что «эксперты не рекомендовали субсидировать этот фильм, и мы согласны с мнением экспертов – у фильма нет прокатного потенциала. Ситуация приобретает особенное, русско-кафкианское звучание: ведь и Минкульт все время ссылается на мнения и решения экспертов. Выходит, у нас в стране появилось как минимум два отряда экспертов – один консультирует и дает советы Минкульту, другой – Фонд кино.
Серебренников – не единственная «жертва» нынешнего распределения бюджетных денег, среди не получивших господдержку и новый фильм Павла Лунгина. А ведь и Серебренников, и Лунгин – из тех режиссеров, которые в последние годы приносили и славу, и победы, и награды России на разных международных и авторитетных киноплощадках. Можно, разумеется, сказать: прошлые победы не гарантируют успеха новым проектам, и даже вспомнить, как в кулуарах очень многие возмущались, когда в очередной раз то одному, то другому мэтру и патриарху советского кино вновь и вновь выдавали господдержку, хотя и силы были уже не те, и фильмы – тоже не те. Но нынешние случаи, очевидно, другого ряда.
Поддержку Фонда кино получили в общей сложности 66 проектов. 12 кинокомпаний-лидеров и 34 другие компании получили поддержку на производство, а также и на прокат своих картин. Фонд кино в этом году распределял 3 млрд. руб., из которых – по уже объявленным ранее условиям – 966 млн. руб. распределены на возвратной основе, в том числе 583 млн. – на условиях стопроцентного возврата, а 150 млн. – на условиях участия Фонда кино в прибыли, и 232,6 млн. руб. на прокат фильмов на условиях возвратности. Довольно строго надо отчитываться и за деньги, которые выделяет Минкульт. Некоторые объяснили жест Серебренникова повышенной режиссерской эмоциональностью, хотя, по словам продюсера его картины, им просто нет смысла брать минкультовские 30 млн. руб., поскольку на эти деньги и в ранее объявленные сроки снять картину уже не получится. А платить еще и штрафы у группы возможностей нет.
Наконец, как всегда в таких случаях, встает во весь рост вопрос: а кому и за что тогда дали государственную поддержку? Фонд кино, этого никто не скрывает, поддержит фильмы «С Восьмым марта, мужчины!», «Вий» и «В спорте только девушки», а на прокат получит, к примеру, поддержку лента «Три мушкетера» продюсера Сергея Жигунова и т.п. Может, что-то не так тогда в системе принятия решений?