25.09.2013 00:01:00
Предолимпийские точечные теракты
Неделей ранее, 16 сентября, смертник совершил теракт возле здания Сунженского РОВД в станице Серноводск (Чечня). В результате взрыва скончались три сотрудника полиции, еще четверо получили ранения. В этот же день в Ингушетии был задержан мужчина, имевший при себе так называемый пояс шахида. Он намеревался совершить теракт, аналогичный тому, который произошел в Серноводске.
Между тем крупных терактов в Чечне и Ингушетии не было почти год, после того как в августе 2012-го боевики устроили взрыв у здания грозненского военторга и на похоронах полицейского в ингушском селении Пседах.
Подобную активность не просто боевиков, а именно смертников, надо полагать, неким осенним обострением не объяснить. Причины, похоже, несколько глубже. Но все они, как представляется, вызваны желанием лидеров бандподполья на Северном Кавказе громко заявить о себе. Дело в том, что финансирование боевиков из-за рубежа в последние годы стабильно сокращалось, а сегодня фактически сведено к нулю усилиями российских спецслужб. Эта тема для сепаратистов особенно болезненна в связи с предстоящей Олимпиадой в Сочи и планами ее срыва или снижения числа участников.
Есть и причины внутреннего характера. В связи с подготовкой к Олимпийским играм в Сочи, до которых осталось полгода, Кремль всерьез взялся за ту часть коррумпированного чиновничества Северного Кавказа (как на уровне правительств республик, так и на уровне глав муниципалитетов), которая была замечена в связях с боевиками и оказывала им политическое и административное прикрытие, а порой даже финансировала их. Активизация смертников призвана напомнить этим финансистам на местах», что не стоит отказываться от поддержки подполья под первым же давлением из Москвы. Мол, подполье все еще живо и в состоянии достать одумавшихся.
Наконец, в контексте ситуации в Сирии террористические акты на Северном Кавказе должны показать, что джихад идет не только на Ближнем Востоке, но и на Кавказе. Поэтому северокавказские моджахеды могут не отправляться в Сирию (где, по данным ФСБ, находятся несколько сотен боевиков с Северного Кавказа), а продолжать воевать у себя дома. К тому же в случае возможных ударов США по Сирии им придется вернуться на родину, а там, намекают организаторы последних терактов, борьба продолжается.
То есть речь идет, во-первых, о попытках боевиков вернуть себе местные источники финансирования путем террора и запугивания, во-вторых, обратить внимание исламистов на джихад в России и, в-третьих, создать негативный фон Олимпиаде в качестве повода для отказа ряда стран от участия в ней.
Нужно отметить, что характер террористических актов, с одной стороны, говорит о том, что сил у подполья на масштабные диверсии и открытые боестолкновения фактически нет. Поэтому используются автономные ячейки боевиков для совершения индивидуальных терактов через самоподрывы. С другой стороны, теракты направлены на причинение максимально большого урона, способного вызвать масштабный резонанс. Примечательно, что объекты последних атак смертников – исключительно отделы полиции. То есть структуры, представляющие, по мнению боевиков, государство.
В этой ситуации власти должны понимать: точечные атаки смертников будут продолжаться. Так называемых черных вдов и прочих фанатиков на Северном Кавказе хватает. Усиливать профилактическую работу – больное место в работе силовых структур – уже недостаточно. Накануне Олимпиады на регион должно быть обращено особое внимание, в первую очередь силовыми структурами. Конечно, Игры в Сочи террористам сорвать не удастся. Но бед они могут принести немало.
Комментарии для элемента не найдены.