Фото с информационного портала Департамента культуры города Москвы
Сергей Капков сегодня может быть назван опытным менеджером в сфере культуры. Слухи о возможной отставке Капкова, главы столичного Департамента культуры, а вернее – и в месяцы перед выборами и до сих пор – и.о. главы департамента и министра в столичном правительстве, не подтвердились. Он сам их опроверг. Кстати, можно вспомнить, что слухи именно об отставке Капкова курсируют по Москве регулярно, а появились они едва ли не в первую же неделю после его назначения, ровно два года тому назад. Опыта работы с творческими работниками и в менеджменте в сфере культуры у него не было, хотя около полугода он успел потрудиться на благо ЦПКиО имени Горького, и слава о переменах к лучшему спешила иногда впереди самих перемен, хотя облик парка и менялся день ото дня. В соответствии с принятой программой развития, программой Капкова, поддержанной Сергеем Собяниным, перемены коснулись всех столичных парков, и даже некоторые районные парки вроде Бауманского сменили имидж и, сохранив многое хорошее из прежней жизни, приобрели сегодняшний если не молодой, то моложавый вид.Возможная, хотя и отмененная им самим отставка – повод подвести промежуточные итоги, тем более что вряд ли кто-то поспорит с утверждением, что Капков решительно изменил имидж столичной культуры, а за два года уже начал и реформы по существу.
Парки – предмет гордости Капкова. Если где-то начинает кипеть жизнь, люди не спешат интересоваться ценой перемен, а программа развития парков – из дорогостоящих.
Как опытный пиарщик он начал со смены имиджа – театров, музеев, библиотек. На День города открывает дорогу всем, открытость культуры – его едва ли не главная идея.
Если вернуться к слухам об отставке: можно предположить, что Капков сам бы перешел на другую работу, согласившись заняться вопросами московской культуры. Он, вероятно, не думал, как трудно бывает решать серьезные и часто неотложные вопросы с людьми творческими, многие из которых могут шагнуть через его голову и перерешить уже вроде бы принятое и согласованное решение. Кроме того, обычная в иных случаях целесообразность, резоны повышения эффективности, оптимизация процессов в музейном деле, в театре срабатывают не с тою же очевидностью, что на производстве. А Капков свой удачный опыт попробовал повторить и назначил директором театра «Современник» такого же, как и он, выходца из спортивной среды. Не получилось. Пришлось поменять «концепцию» – двухлетний опыт уже научил Капкова, что в культуре надо настаивать на своем, но ломать через колено – не выход.
В наследство ему досталось хозяйство налаженное, но с изношенной инфраструктурой. Во всех отношениях: от необходимости едва ли не во всех театрах и скорее начинать капитальный ремонт – до того, что во главе многих столичных учреждений культуры стоят люди уважаемые, но немолодые. В культуре традиции значат многое, без стариков – часто никак, но одно дело – выходить на сцену или ставить спектакли, другое – менеджмент. И тут Капков столкнулся с отсутствием кадров, на скамейке запасных – почти никого, а те, что есть, часто и не хотят руководить, в свободном плавании сегодня работать удобнее. Тогда Капков начал решать вопросы подготовки нужных ему руководителей.
Можно по-разному относиться к тому или иному назначению: хорошо ли было, что вдруг уволили в Театре Гоголя Сергея Яшина и назначили руководить Кирилла Серебренникова, хотя как раз он оказался чуть ли не единственным, кто стратегически развернул работу в заново построенном, им построенном, Гоголь-центре. Можно было мягче. Наверное. Назначенный в Театр Ермоловой Олег Меньшиков не так успешен. Пока. Но таких неудачных, стратегически ошибочных назначений за минувшие десятилетия было больше. Зато приобретен опыт, который Сергею Капкову пригодится.