Фото Reuters
России вступила в ВТО чуть больше года тому назад. Это послужило поводом для немецких экспортеров высказать критические замечания относительно состояния российско-германских торговых отношений. Их озвучил Экхард Кордес, глава влиятельного Восточного комитета германской промышленности, обозначив болевые точки в экономических отношениях с Россией. Немецкий экспорт в Россию упал за первые шесть месяцев текущего года на полпроцента, а импорт из России на 8%, что связано со снижением цен на газ и нефть. В результате Россия уступила место важнейшего немецкого торгового партнера в Восточной Европе Польше.Комментируя эти цифры, Кордес связал негативную ситуацию в российско-германской торговле с проблемами выполнения Москвой своих обязательств после вступления в ВТО. В их числе он назвал длительный переходный период, в течение которого продолжают действовать заградительные тарифы и новые протекционистские барьеры, вводимые Москвой. Речь идет прежде всего о незаконной, по мнению немецких экспортеров, плате за утилизацию импортируемых автомашин, таможенных пошлинах на специализированную автотехнику и сельскохозяйственные машины, а также о запретах, вводимых на аграрную продукцию из стран ЕС. Кордес увязал эти действия российских властей с нарушением ими правил ВТО и предупредил, что они отрицательно влияют на внешнюю торговлю и на инвестиционный климат в стране, мешают конкуренции и в конечном счете затрудняют процесс модернизации экономики РФ.
Особенно недовольны немецкие предприниматели тем, что Россия пытается с помощью введения торговых ограничений в российско-украинском товарообороте предотвратить ассоциацию Украины с ЕС и создание соответствующей зоны свободной торговли, что запланировано на ноябрь этого года. Для германской экономики крайне выгодны подобные договоры, которые планируется заключить также с Арменией, Молдавией и Грузией.
Понятно, что сегодня Москва исходит из интересов собственной экономики и членство в ВТО активизировало ее усилия в этом отношении. Британское агентство Би-би-си, подводя итоги годичного пребывания России в ВТО, отмечает, что, с точки зрения экспертов, самые мрачные прогнозы не оправдались. Другими словами, краха целых отраслей промышленности не произошло. Однако не было и роста, прогнозировавшегося в ряде областей. К числу пострадавших отраслей экономисты причисляют сельское хозяйство и сельскохозяйственное машиностроение. По оценке Всемирного банка, отрасли, которые выигрывают от вступления России в ВТО, составляют треть российской экономики. В то же время те, которые проигрывают, составляют лишь 4%.
Международный опыт показывает, что вступление в торговую организацию может принести существенные плюсы, если власти страны займутся улучшением инвестиционного климата. Пока этот процесс затягивается. Видимо, торговые войны представляются кое-кому в России более простым средством, чтобы удержать экономику на плаву. Но немецкие предприниматели выступают не за ответные меры, как этого требуют ряд депутатов Европарламента, а за тесный диалог. Поэтому Кордес призывает к поиску путей создания совместного экономического пространства Европы и России и настаивает на том, что новое германское правительство после выборов 22 сентября должно сыграть посредническую роль между Брюсселем и Москвой.
Если исходить из логики Восточного комитета германской промышленности, Брюсселю необходимо пересмотреть приоритеты и сконцентрироваться на создании единого экономического евразийского пространства. Тогда скорее всего и торговые войны, беспокоящие немецких экспортеров, отойдут в прошлое.