06.09.2013 00:01:00
Возвращение к здравому смыслу
В этом году возобновился, например, полноценный набор в Военную академию Генерального штаба. Вместо 16 слушателей, как это было еще недавно, львиную долю которых представляли Внутренние войска и Погранвойска, в этом году набран 91 высший и старший офицер. Они будут учиться там два года. Зачислены в ВАГШ и иностранные слушатели. Всего в академии будут учиться 240 офицеров.
Возобновилось обучение и на первом курсе в Военно-медицинской академии имени Кирова. Сюда впервые с 2009 года приняты 674 курсанта, среди них 36 девушек. 150 человек поступили в ординатуру. В академии возобновлена подготовка врачей по дефицитным для армии специальностям – стоматологов и фармацевтов. Опять начата учеба в Ярославском филиале Военно-космической академии имени Можайского и в Тверской Военной академии воздушно-космической обороны имени Маршала Советского Союза Жукова. В вузы Войск Воздушно-космической обороны приняты 1190 человек, из них 66 девушек. Стали суверенными, подчиняющимися только своим начальникам и командующим, Рязанское Высшее воздушно-десантное командное училище имени генерала армии Маргелова и Тюменское Высшее военно-инженерное командное училище имени маршала инженерных войск Прошлякова. Кроме того, при многих военных академиях и высших военных училищах открыты курсы по подготовке сержантов и старшин со средним специальным образованием, как это было и есть в Рязани. Есть такие курсы на 63 будущих мичмана и старшины и в Балтийском Военно-морском институте имени адмирала Ушакова.
Это не единственные примеры возвращения военного образования к здравому смыслу. Важно, что руководство военного ведомства старается делает все возможное, чтобы новая боевая техника и тренажеры, которые поступают в войска, параллельно шли бы и в вузы. Обучать будущих командиров и специалистов нужно не на том «железе», которого по выпуску люди уже в армии не найдут, а на тех машинах, на которых им, если потребуется, придется воевать и владеть которыми нужно будет обучать подчиненных. Еще одна особенность этого года – резкое увеличение практических занятий для будущих офицеров. Так, например, для слушателей Военно-воздушной академии предусмотрена летная подготовка. Слушателям ВАГШ будут преподавать информационные технологии и информационную безопасность – генерал и полковник, который не освоил компьютер, никогда не станет настойчиво приучать своих подчиненных работать на автоматических системах управления боем как в тактическом, так и в оперативно-тактическом звене. А если у будущего командира не будет курса обучения работе с беспилотниками, с роботизированными системами и комплексами, то современного командира из него никогда не получится.
Правда, одно дело – декларировать обучение по новым программам и учебным дисциплинам, другое – внедрять их в повседневную практику вузовской подготовки. Для того чтобы слушатели прониклись важностью освоения передовых методов и способов ведения боевых действий, освоения перспективной боевой техники и современных приемов военного противоборства, апологетом такого подхода к боевой работе должны стать их преподаватели. Но откуда взять таких наставников, если новые подходы к обучению и воспитанию будущих офицеров только-только начинают складываться. А пропуски в обучении курсантов по три-четыре года не могли не сказаться на уровне профессорско-преподавательского состава вузов. Хотя начальники, ответственные за организацию военного образования, утверждают, что учеба в тех вузах, где не происходил набор первокурсников, никогда не прекращалась. Шла переподготовка офицеров, направляемых на учебу из войск, организовывалась подготовка слушателей по программам дополнительного профессионального образования, готовили сержантов по программе «два года плюс десять месяцев», проводилась переподготовка на специальности, востребованные рынком, офицеров, которым предстояло в ближайшие месяцы уволиться в запас…
Нельзя не сказать и еще об одном направлении обучения будущего офицера и специалиста. Воспитания в нем потребности постоянно обновлять свои знания и расширять военный и политический кругозор. Без постоянной интеллектуальной работы над собой, без освоения очень широкого круга знаний не только по будущей военной профессии и смежных с ней, но и иностранного языка, литературы, современной политики и международных отношений во всех их противоречивости, не может быть современного офицера – представителя российской элиты, ответственного и разносторонне развитого человека, командира и отца солдату.
Будем надеяться, что начавшаяся 1 сентября учеба в высших и средних учебных заведениях военного ведомства будет нацелена, кроме всего прочего, на воспитание и обучение именно элитного офицера России.
Комментарии для элемента не найдены.