Фото Reuters
Во-первых, в эту новость сразу поверили, хотя уход такого политика, как Прохоров, если подумать, обставлен был бы более солидно и достойно. Но – поверили.
Во-вторых, опровержение из уст самого политика последовало довольно поздно, во второй половине дня. До этого высказывались люди из его окружения. Люди с именами, которым верили, – с облегчением. Но – поздно.
В-третьих, природа этого облегчения в том, что российской политике, по-видимому, слишком не хватает того явления, которое называется «Гражданской платформой». И дело уже не в личности Прохорова, а в факторе Прохорова. Именно поэтому любая новость по поводу его партии задевает за живое.
Что стоит за присутствием Прохорова в российской политике? Его партия – одна из немногих живых правых структур в стране, где власти противостоит бесконечное левое поле, переполненное единороссами, коммунистами, эсэрами и их многочисленными спойлерами. Уже и «Яблоко» давно играет на этой площадке. Потому что левой пропаганды, политики и тактики взыскует большинство электората. И кажется, что за этим трендом – победа.
Однако не бывает настоящей победы без конкуренции. А конкуренции не бывает без противника с другого фланга. Иначе игроки толпятся у одних ворот, дожидаясь очереди нанести удар, пренебрегая знанием, что бьют с тыльной стороны – ведь ворота заняты гораздо более сильным игроком. Беспартийным. Реальной властью.
Переизбыток левизны в российской политике и обреченность левых политиков на поражение делают ситуацию избыточно истеричной. Если одна сторона знает, что никогда не победит, ей нечего терять, можно делать смелые заявления, выдвигать любые обвинения, давать несбыточные обещания. Спор сменяется ультиматумом. Осторожность вынуждена соблюдать только власть, которой приходится отвечать за то, что происходит. Которая делает ошибки, и отсутствие реального, не картонного противника ей в этом помогает. Ошибки множатся, и противниками власти становятся не левые политики, а молчащий и все более раздраженный электорат.
Подлинный соперник власти должен быть двуликим Янусом – право-левым. Перекос вреден для здоровья общества. Потому что ценности его, которые всегда готовы отнять и поделить левые политики, создаются меньшинством нации – теми 20% непатерналистского населения, которые исповедуют принципы защиты частной собственности, справедливого суда, единственно способного осуществить эту защиту, и свободной прессы, единственно способной контролировать процесс от имени гражданского общества.
В России у правых партий слабая степень выживаемости. Это один из парадоксов – ведь их политика компромисса с властью должна такую выживаемость обеспечить. Насколько востребована в стране политика правого толка? Никакой градусник, кроме разве соцопросов, пока замерить температуру общества не может. Настоящий замер произойдет на выборах, в которых правая партия будет участвовать. Вчера Михаил Прохоров подтвердил, что пойдет на выборы в Мосгордуму.
Именно поэтому информационный вброс о том, что лидер «Гражданской платформы» якобы уходит из политики, заставляет думать о силах, которым выгоден статус-кво: с одной стороны – власть, с другой – безбрежное море заранее проигравших.
Однако «Гражданская платформа» должна научиться вовремя давать сдачи. Не ждать по полдня, чтобы сомневающиеся укреплялись в сомнениях, а политические противники говорили: дыма без огня не бывает. Ведь если Прохоров действительно захочет распрощаться с политикой, ему охотно припомнят нынешний эпизод.