Фото Reuters
Впервые подобный способ давления на власти весной 2010 года использовало руководство мусульманской общины Кисловодска, которое, кстати, на днях уже заявило СМИ о том, что планирует со своими верующими прибыть 20 сентября с.г. на намаз в Пятигорске. Причина – мэрия Кисловодска не спешила с согласованием проекта строительства огромной мечети в центре города. Видимо, потому, что 92,5% жителей в ходе соцопросов высказались против подобных планов. Тогда, как заявил имам Аслан Шаманов, его прихожане «решили собраться на митинг». И подали заявку на массовое мероприятие численностью – как и в этом году в Пятигорске – 1500 человек, опять же, перед зданием городской администрации. Местные власти, которые всегда боятся публичных протестов, поспешили согласовать проект Соборной мечети в центре города. Этой мечети, кстати, мусульманам города все равно оказалось мало: за последние годы еще два молельных дома были построены в близлежащих поселках.
Эта технология отрабатывается и в других регионах России. Так, в конце июля мусульмане Хабаровска заявили, что планируют на 15 августа массовый пикет перед зданием краевого правительства, так как требуемый ими для строительства новой мечети участок в 2,4 га в черте города был признан непригодным по техническим причинам. От пикета отказались всего за пару дней до обещанной подачи заявки, ибо, как сообщил хабаровский муфтий Хамзат Кузнецов, власти дали ему «реальное заверение по выделению участка для строительства мечети».
Подобные случаи уже можно считать тенденцией, которую нельзя не связать с тем бережным отношением, которое власть стала демонстрировать по отношению к верующим гражданам. В частности, религиозный характер акций стал охранной грамотой от возможных правовых последствий для их участников. Все помнят, как в прошлом году ОМОН разгонял оппозиционные «оккупаи» под предлогом того, что на них жалуются местные жители. Когда под окнами жилых домов и офисов происходят многотысячные скопления верующих, и тоже звучат жалобы граждан – власти и правоохранительные органы предпочитают их не замечать.
Бесспорно, верующим необходимы культовые здания. Но настораживает и вызывает отторжение такой способ убеждения власти и общества в необходимости строительства мечетей. По сути, это выглядит как шантаж, особенно когда на площадях требуют отменить судебные решения. Возможно, стоит договориться о том, чтобы духовные потребности граждан не использовались как средство давления на государство и общество или демонстрация силы. Это пойдет на пользу как государству, так и сообществам верующих.