Фото Reuters
В мае в Одессе должен состояться очередной раунд переговоров по приднестровскому урегулированию в формате «5+2» (Молдавия, Приднестровье – стороны, Россия, Украина, ОБСЕ – посредники, ЕС и США – наблюдатели). Украина, председательствующая сейчас в ОБСЕ, возлагает на одесскую встречу большие надежды. Ранее Леонид Кожара, действующий председатель ОБСЕ, министр иностранных дел Украины, обещал, что Киев не только активизирует переговоры, но уже в нынешнем году подведет их к финалу. При этом Кожара ссылался на личные договоренности с руководителями Молдавии и главой Приднестровья Евгением Шевчуком. При этом глава украинского МИДа заверял, что все шаги, предпринимаемые в приднестровском направлении, Киев будет координировать с Москвой. Украинско-российские консультации по Приднестровью проводятся, но, судя по ситуации в регионе, реально влиять на урегулирование конфликта на Днестре не могут. Более того, конфликт продолжает усугубляться, а по Днестру Молдавия укрепляет границу, которая, по мнению Кишинева, призвана обеспечить безопасность восточных рубежей Евросоюза. Население как правого, так и левого днестровских берегов сделало в связи с этим вывод: Молдавия оставляет Приднестровье России или Украине (как договорятся), а сама уходит в ЕС и в ее рамках – в Румынию. Хотя представители Молдавии и посредники продолжают уверять, что все не так плохо, на самом деле переговоры сорваны.С 1 мая на границе с Приднестровьем начинают работать шесть погранично-миграционных постов, на которых паспорта приднестровцев, не имеющих молдавского гражданства, будут сканироваться, а сами они взяты на учет. Министр иностранных дел Приднестровья Нина Штански заявила, что это уже делается и сопровождается «дополнительными ограничениями в свободе передвижения граждан». Она напомнила, что в Приднестровье живут более 180 тыс. российских граждан, почти 100 тыс. украинских, и «с точки зрения Молдовы их всех можно классифицировать как иностранцев». В Тирасполе считают, что решение Кишинева ввести миграционный контроль для Приднестровья именно с начала мая носит провокационный характер, так как «в эти дни увеличивается поток людей, которые едут с одного берега на другой, что связано с пасхальными праздниками и празднованием Дня Победы». По словам Штански, действия молдавской стороны отбрасывают назад переговоры Кишинева и Тирасполя.
То, что Молдавия расставляет по границе с Приднестровьем пограничные посты, объясняется ее желанием либерализовать визовый режим с ЕС. Для чего, как заметил ранее глава представительства ЕС в Молдавии Дирк Шубель, необходимо обеспечить безопасность не только западной, но и восточной границы Молдавии.
В Тирасполе предупреждают, что «односторонние меры молдавских органов власти могут спровоцировать новый виток напряженности на Днестре. Приднестровье готово принять адекватные меры. Тогда можно будет забыть о проекте европейцев примирить стороны конфликта, ибо очевидно: общий дом не склеивается, более того, в Кишиневе и Тирасполе в последнее время звучат предупреждения о возможности возникновения нового – локального конфликта в зоне безопасности на Днестре. Но в этой зоне несут службу миротворцы России. И они становятся заложниками ситуации, которую не могут или не хотят нормализовать политики. Миротворческие силы (МС) в своей службе в Приднестровье руководствуются молдавско-российским Соглашением от 1992 года, которое, по мнению самих миротворцев, давно устарело. Тему его пересмотра между тем не поднимают ни в Кишиневе, ни в Москве. В такой ситуации дальнейшая имитация Москвой, Киевом и Брюсселем очередных подвижек в переговорном процессе не может служить сдерживающим фактором для сторон.