Фото Reuters
В Берлине, а если точнее, в фешенебельном отеле «Адлон», что стоит на полпути между посольствами РФ и США, возможно, началась новая глава российско-американских отношений. Во вторник вечером там встретились министр иностранных дел России Сергей Лавров и госсекретарь США Джон Керри – впервые с тех пор, как ветеран вьетнамской войны и экс-глава сенатского комитета по иностранным делам возглавил внешнеполитическое ведомство.
Знакомиться Лаврову и Керри не было надобности: они неоднократно общались раньше. Неудивительно, что их встреча за закрытыми дверями продолжалась дольше отведенного времени – более двух часов. Обсуждались практически все аспекты двусторонних отношений и ключевые вопросы международной повестки дня с акцентом на Ближний Восток и Север Африки. По мнению Лаврова, разговор был конструктивный, и он почувствовал желание американского коллеги выстраивать отношения в русле партнерства.
Не обошли стороной Лавров и Керри и вопросы, являющиеся раздражителями, – ЕвроПРО, «Закон Магнитского», отношение в США к усыновленным детям из России. Важно, что Керри признал: проблема усыновления не надуманная, и заверил, что лично будет принимать необходимые меры, чтобы наладить для России в США в этой сфере полную транспарентность и подотчетность. В общем, решено, по словам Лаврова, «не закрывая глаза и стремясь все-таки решать эти проблемы, стараться продвигаться вперед в ситуациях, где наши интересы совпадают». Это и поощрение экономических, инвестиционных, культурных, гуманитарных связей, и взаимодействие по созданию благоприятных условий для урегулирования различных конфликтов.
Разумеется, от первой встречи никто не ждал прорывных решений, в том числе по Сирии, ситуации в которой была уделена добрая половина переговоров. Несмотря на то что взгляды Москвы и Вашингтона относительно будущего режима Башара Асада разнятся, Лавров и Керри подтвердили общую позицию: власть и оппозиция должны прийти к диалогу. «Конечно, не все от нас зависит, но то, что зависит, мы будем делать для того, чтобы создать условия, способствующие скорейшему началу диалога между правительством и оппозицией», – сказал Лавров по окончании рандеву с Керри.
Последний, правда, не упустил случая бросить камешек в огород Москвы, скептически оценив усилия российской стороны по организации диалога между властями Сирии и оппозицией. Комментируя визит в Москву главы сирийского МИДа Валида Муаллема, впервые от имени Дамаска предложившего начать диалог с оппозицией, Керри заявил: «Трудно подходить к их декларируемой готовности начать диалог очень серьезно, учитывая, что на головы мирных жителей Алеппо продолжают падать ракеты «Скад».
Сам Керри сегодня примет участие во встрече «друзей Сирии» с лидерами Национальной коалиции сирийских революционных и оппозиционных сил в Риме. В своих выступлениях в Лондоне, Берлине и Париже он намекал, что если мирных переговоров между правительством Сирии и оппозицией организовать не удастся, то придется «оказать какую-то поддержку» повстанцам. О том, в чем будет заключаться такая поддержка, поведала вчера Washington Post. «Администрация Обамы может существенно изменить свою позицию по Сирии, – пишет газета. – В результате оппозиционеры, возможно, будут получать дополнительное снаряжение – в частности, бронежилеты и бронеавтомобили». Кроме того, в Вашингтоне рассматривают возможность открыто участвовать в подготовке поддерживающих оппозицию бойцов.
Правда, в администрации США пока не приняли окончательного решения по поводу этих предложений. Белый дом смущает то, что среди сирийских оппозиционеров присутствуют радикальные исламисты и сторонники джихада. И ведь именно в опасности развития ситуации в Сирии по сценарию джихадистов пытался убедить американского коллегу Лавров.