В последнее время российские власти демонстрируют неспособность к согласованным действиям и к координации в важнейших государственных проектах. Последний пример – отказ от массового внедрения универсальных электронных карт (УЭК), которое должно было начаться в следующем году. Более трех лет назад чиновники решили создать национальную платежную систему, частью которой должны были стать универсальные электронные карты с широким набором функций – от удостоверения личности до медицинских услуг, социальных выплат, налоговых платежей и покупок. Такая инновация обещала не только облегчить жизнь граждан, но и модернизировать сферу государственных услуг. Однако сегодня этот перспективный проект фактически переведен в статус необязательного и отложен на неопределенное будущее – якобы из-за предстоящей замены бумажных паспортов на электронные карты, которая продлится до 2025 года, а возможно, и дольше. Таким образом, не реализовав проект отечественной платежной системы и УЭК, наши чиновники смело берутся за новый – с такими же неопределенными шансами на успех.
Еще один пример неспособности к согласованным и разумным действиям можно увидеть в попытках создать устойчивую пенсионную систему. Не выстроив толком ее накопительную часть, чиновники смело берутся за повышение налогов на самозанятое население и малый бизнес. Однако такое давление на предпринимателей может иметь даже более тяжелые последствия, чем нынешняя убыточность пенсионных накоплений.
Но вернемся к проекту УЭК. Обязательную выдачу универсальных электронных карт, которая предусматривалась с 2014 года, планируется отменить, сообщил в прошлый понедельник министр связи Николай Никифоров. «УЭК является важным пилотным этапом, в рамках которого отрабатывается взаимодействие всех ведомств, но стратегически в 2015 году и последующие годы мы рассчитываем, что начнется замена бумажных паспортов на электронные паспорта нового вида. Этот проект мы реализуем совместно с Федеральной миграционной службой, и в настоящее время формируется вся необходимая проектная работа», – отметил министр. Он сообщил, что стоит задача поэтапной замены бумажных паспортов на электронную пластиковую карту с базовой идентификационной информацией и электронным чипом, который позволит каждому жителю страны пользоваться электронными услугами.
Кто же выиграл от того, что власти отказались от первоначальных планов модернизации сферы госуслуг и взаиморасчетов? Наверняка рады такому повороту сами чиновники, которым теперь не придется переходить на новые стандарты работы с населением – плавать в мутной воде бумажных справок и запросов им гораздо удобнее. Довольны и акционеры платежных систем – таких как Visa и MasterCard: массовое внедрение отечественных карт было явно не в их интересах. Довольны и те чиновники, которым предстоит освоение бюджета на внедрение новых электронных паспортов. Рады и религиозные группы, которые объявили УЭК электронным концлагерем и печатью дьявола. В проигрыше же остались большинство российских граждан, которым предстоит по-прежнему обивать пороги чиновных кабинетов, часами сидеть в очереди к врачу или объезжать многочисленные конторы ради сбора бумажных справок.
Впрочем, наличие коалиции противников модернизации – от косных бюрократов до иностранных компаний – было очевидно еще на старте проекта. Да и само столкновение противоположных интересов – это постоянное условие работы любой государственной машины. Правда, хвост частной выгоды не должен вилять собакой общественных интересов. Иначе нам придется признать, что нынешние госструктуры в России в принципе не способны к реализации сколько-нибудь осмысленных долгосрочных проектов.