Фото Reuters
Министр обороны России Сергей Шойгу намерен вернуть в армию офицеров-воспитателей. По словам главы военного ведомства, принципиально важно готовить офицеров-воспитателей, а не относиться к ним как к «рудименту советского времени» и «замам по общим вопросам». «Это должен быть профессионал, – подчеркнул Сергей Шойгу. – Он обязан знать, как живет солдат, чем живет, кто из личного состава курит, кто пьет, какая у ребят дома обстановка. Он должен уметь работать с душой солдата».
Таким образом, в армию и на флот возвращаются воспитатели. Осталось только их подготовить. Дело в том, что в рамках придания Вооруженным силам нового облика в 2009 году до 70% должностей офицеров-воспитателей сократили. Годом позже был значительно понижен статус Главного управления воспитательной работы (ГУВР) Минобороны, который преобразовали в рядовое управление при Главном управлении кадров военного ведомства. Причем практически каждая вторая штатная должность в этом управлении стала гражданской.
По словам действующего министра обороны, подготовка офицеров-воспитателей скорее всего будет вестись в одном из гражданских вузов. Однако он не исключил, что обучение может быть доверено и военному университету. То есть, судя по всему, определенной ясности в этом вопросе нет.
Между тем есть большие сомнения, что гражданский вуз сможет подготовить офицера-воспитателя. Во-первых, воспитатели в погонах должны быть авторитетом для сослуживцев. Но в армии к выпускникам гражданских вузов («пиджакам») отношение, как правило, в лучшем случае снисходительное. Так что о каком-то авторитете тут говорить не приходится. Авторитет не выдается вместе с первыми звездочками на погонах. Во-вторых, гражданский вуз может выпустить хорошего психолога, но опять-таки гражданского. А психология военного человека – нечто другое. В службе столько нюансов, что на их изучение у выпускника гражданского вуза могут уйти годы.
Если воспитателей будут готовить в военном институте, то в каком? Сегодня заведений подобного профиля в стране нет. Так что институт или университет по подготовке офицеров-воспитателей придется создавать с нуля. Кстати, нет полной ясности и со сроками обучения в подобном военном учебном заведении. Будут ли это скоротечные «пулеметные курсы» или же, как в советское время, будущие офицеры-воспитатели будут постигать не только нюансы воспитания защитников родины, но и азы (и не только) армейской службы в течение четырех лет.
Еще одна проблема – статус офицера-воспитателя. В советские времена воспитателей не было. Были заместители командиров по политической части. Это были офицеры с высоким статусом. По сути, замполит (как тогда часто говорили – представитель КПСС в войсках) был вторым человеком после командира. С соответствующими полномочиями. Которые подкреплялись крайне широкими полномочиями политических отделов, на которые замполиты замыкались. После ельцинской департизации Вооруженных сил появились помощники командиров по воспитательной работе, статус которых был сведен в минимуму.
Сегодня заместители по работе с личным составов имеются только в округах, на флотах и в армиях. У командиров батальонов и им равных по должности имеются помощники по воспитательной работе. В ротах вся ответственность за воспитание солдат и их морально-психологическое состояние ложится на командира роты.
Теперь, судя по всему, появятся (в 2013–2014 годах) заместители командиров по воспитательной работе с личным составом на уровне бригад, батальонов и рот. То есть практически возвращается «советская схема» работы. За исключением политической составляющей. Впрочем, статус заместителей, похоже, так и не определен. Так что не ясно, они, как и сегодня помощники, останутся «замами по общим вопросам» или же получат полномочия, позволяющие работать на профессиональном уровне.