Фото Reuters
Отношения между Россией и Грузией вошли в фазу упорядочения. До полной нормализации, восстановления дипломатических отношений, правда, далеко – лед начал подтаивать, но еще не тронулся.
В середине декабря прошлого года в Швейцарии встретились спецпредставитель премьер-министра Грузии по отношениям с Россией Зураб Абашидзе и замминистра иностранных дел РФ Григорий Карасин. Они обрисовали круг вопросов, которые стороны при разумном подходе и доброй воле могут решать уже сейчас.
Еще более обнадеживающим оказалось начало нового года. В январе примерно в одни и те же дни состоялись две знаковые встречи. В Москве Католикоса-Патриарха всея Грузии Илию Второго принял президент Владимир Путин. А в Давосе на одном из мероприятий в рамках Всемирного экономического форума встретились премьер-министры двух стран – Дмитрий Медведев и Бидзина Иванишвили. Еще спустя считанные дни Россия согласилась открыть рынок для грузинской продукции. Планируется, что в начале весны в продажу поступят бутилированные вина и боржоми. Дальше – видно будет.
Строго говоря, соглашение о возобновлении торговли с Россией стало единственным заметным деянием нового грузинского правительства. Не считая арестов представителей бывших властей и масштабной амнистии – это в Тбилиси называется восстановлением справедливости. Успешное начало переговоров с Роспотребнадзором оказалось очень кстати. В отчете перед общественностью о проделанной в первые 100 дней пребывания у власти работе Бидзине Иванишвили было о чем сообщить в плане улучшения отношений с Россией. Это обещание было одним из краеугольных в избирательной кампании его партийной коалиции «Грузинская мечта».
Прежним властям, находящимся в оппозиционном меньшинстве в парламенте, происходящее не по душе. Отчаянность, с какой они в эти дни пытаются конституционно закрепить прозападный вектор Грузии, дает повод для различных предположений. Впрочем, действия бывших властей больше напоминают агонию. Они потеряли инициативу, а теперь несут партийные потери. Такие, что, похоже, в скором времени «Грузинской мечте» удастся сформировать в парламенте конституционное большинство. После чего первой скрипкой окончательно станет Бидзина Иванишвили, провозгласивший главной задачей скорейшее повышение благосостояния населения.
Ставка в достижении цели делается на развитие аграрного сектора, для чего сформирован спецфонд в 1 млрд. долл. Но без масштабного рынка сбыта ни о каком развитии сельского хозяйства и мечтать не стоит. Последние годы, прошедшие под знаком стратегического партнерства с Западом и конфронтации с Россией, подтолкнули Грузию к выводу о безальтернативности российского рынка. Дружба дружбой, но скупать грузинскую продукцию Запад почему-то не торопился, в целом предпочитая иные сферы и пути сотрудничества. Подобное положение дел способствовало возникновению социального заказа на движение Тбилиси в северном направлении.
Таким образом, сейчас в Грузии наблюдается редкое для постсоветского пространства совпадение пожеланий и целей властей и населения – пусть и не всего, но заметной его части. И это совпадение делает на данном этапе вектор необратимым. Если только Россия его по какой-то причине не отвергнет.
Причины, по которым Тбилиси пересматривает сложившийся расклад, – на поверхности и указаны выше. А насколько это сближение нужно Москве, не раз сталкивавшейся с непостоянством партнеров на постсоветском пространстве? С экономических позиций сотрудничество с Грузией не бог весть что – за годы торгового эмбарго российский рынок, кажется, и не ощутил отсутствия грузинской продукции. Но если Москва склонна считать Закавказский регион зоной своих геополитических интересов и ответственности, то сближение с Тбилиси необходимо. Время для этого подходящее.