В жизни еще совсем юного Координационного совета российской оппозиции, похоже, наступил первый кризисный период. В конце января структуру покинул Олег Шеин, не пожелавший утратить членство в «Справедливой России». Аналогичный ультиматум – или совет, или партия – руководство эсэров предъявило Геннадию и Дмитрию Гудковым. В свою очередь, муниципальный депутат московского района Щукино Максим Кац написал в блоге на «Эхе Москвы» 5 февраля, что над выходом из КС думает уже два месяца, практически решился на этот шаг, а само существование совета в нынешнем виде кажется ему бессмысленным.
Кризис вовсе не означает конец, гибель. Он может быть преодолен. Речь скорее о том, что изначальная эйфория обычно быстро проходит и сменяется рефлексией, реальной оценкой своего положения и возможностей.
Координационный совет помимо прочего задумывался как некий протопарламент, готовый взять власть в руки в случае падения системы и обнуления политического поля, выхода из игры ее старых участников. В этом смысле создание КС было фальстартом. Власть по-прежнему достаточно сильна и по-прежнему определяет правила игры в политической системе, границы которой были несколько раздвинуты уходящим с президентского поста Дмитрием Медведевым. КС – не партия, которая хочет сыграть по правилам, а проект альтернативной системы. Он может быть реализован лишь в будущем и при ряде условий, одним из которых является демонтаж «режима».
При таком позиционировании совета его членам приходится делать выбор. Либо они остаются вне системы и ждут своего часа, который может не пробить никогда. Либо они интегрируются в систему, но тогда их деятельное участие в альтернативных проектах может выглядеть не вполне уместным (как кажется эсэрам) или же излишним (как, возможно, кажется Максиму Кацу). Писателю или независимому публицисту подобный выбор сделать проще, чем депутату или начинающему политику, получившему муниципальный мандат.
Члены КС, призывающие коллег предпочесть «новый, лучший мир» старым партийным структурам, в определенном смысле близоруки. Многим оппозиционерам и критикам власти, судя по их высказываниям в СМИ, близки примеры демонтажа коммунистических систем в странах Восточной Европы. Однако эти примеры, наверное, изучены ими неглубоко. Опыт Венгрии или Польши показывает, что в новой реальности эффективными и зачастую компромиссными политиками в большинстве случаев оказываются люди, прекрасно интегрированные в прежнюю систему, не разрывавшие с ней, но вместе с тем вполне современные, чуткие к новым тенденциям и задачам. Они неизбежно и достаточно скоро придут к власти, пусть и не получат ее сразу, на волне революционной эйфории. Размывать и радикализировать эту прослойку заранее недальновидно.
Координационный совет избрал не совсем верный модус функционирования. Это сетевое по своей сути образование, конференция людей, думающих и чувствующих по-разному, ставящих перед собой разные задачи, но порой находящих общие темы для разговора. Он не может принять ни одной нормы, обязывающей к чему-либо даже тех, кто избирал его членов, а следовательно, не может считаться даже квазипарламентом. Он не может быть партией, потому что состоит из идеологических противников. Однако КС пытается действовать и как парламент, и как партия. И совершенно ясно, что, когда речь идет о выборе между реальными (пусть и далекими от идеала) парламентскими и партийными структурами, с одной стороны, и структурами игрушечными – с другой, предпочтение отдается первым. Тем, кто выбирает, это кажется более практичным и перспективным.