Фото Reuters
Недавние сообщения о том, что две ведущие немецкие газеты существенно сокращают свое присутствие в России, вызвали шквал комментариев. Соответствующие решения были приняты редакциями в конце 2012 года, сообщает русскоязычное бюро агентства Deutsche Welle (DW). Однако анализируя эти действия, DW попыталось сделать акцент на политических причинах. В этой связи активно цитировались слова заместителя главного редактора Die Zeit Бернда Ульриха, который заявил, что бюро закрывается, так как в развитии России в последние годы наблюдается «застой».
Что же на самом деле происходит с немецкими газетами?
Не секрет, что немецкие газеты умирают. И это стало печальным фактом после краха 7 декабря прошлого года крупной надрегиональной газеты Financial Times Deutschland, задуманной в свое время как немецкоязычное подражание известнейшей англоязычной Financial Times, и прекращения издания не менее известной региональной газеты Frankfurter Rundschau. У остающихся на рынке дела тоже идут далеко не блестяще. И дело не столько в натиске онлайновых изданий, сколько в экономическом кризисе. Методы борьбы у всех издательских домов достаточно традиционны и сводятся они в основном к сокращению расходов, в том числе за счет увольнения журналистов. Судя по всему, не стали в этом плане исключением и известная франкфуртская ежедневная газета Frankfurter Allgemeine Zeitung и либеральная еженедельная газета Zeit из Гамбурга. Надо сказать, что и тот же Бернд Ульрих не скрывал финансовых проблем. «Поскольку наши ресурсы ограничены, а содержание бюро в Москве чрезвычайно дорого, мы решили закрыть одно из представительств», – официально констатировал он. Не секрет, что в прошедшем году целый ряд немецких газет, подтверждает агентство, оказался в кризисе из-за уменьшения тиражей и доходов от рекламы.
Итак, в чем же причина – в московской дороговизне или в «невкусных московских темах»?
Подоплеку событий в известной степени раскрывают сами журналисты гамбургского еженедельника, который хотя и сохраняет свой юридический адрес в Москве, но отзывает с лета 2013 года своих сотрудников из российской столицы. Стало очевидно, цитирует их DW, что «новое протестное движение не приведет к революции, а страну ожидает эволюционное развитие».
Понятно, что выбор тем для любого журналиста – сложная задача, но именно это и раскрывает уровень его мастерства. И в этом плане говорить о снижении интереса немецкой прессы и немецкого читателя к России явно преждевременно. Ведь и крупнейшая экономическая и финансовая ежедневная газета Германии Handelsblatt и известнейшая леволиберальная ежедневная газета Sueddeutsche Zeitung, как и в прошлые годы, запланировали на 2013 год редакционные приложения, посвященные России. Да и понимание того, что Россия остается крупным политическим и экономическим игроком на международной арене, присутствует в тех немецких редакциях, которые оказались не столь затронуты ударами кризиса, как гамбургский еженедельник или франкфуртская газета. К тому же нелишне напомнить, что Zeit как и Handelsblatt принадлежат одной и той же издательской группе Хольтцбринков, и трудно сказать, к чему стремятся хозяева одной газеты, сокращая ее присутствие и в то же время не снижая активность другого своего издания в той же сфере. Во всяком случае, на поверхности – наличие вполне очевидных финансовых трудностей. Тем более что еженедельник Spiegel, с которым остро конкурирует гамбургская газета, не уменьшает уровень своего присутствия в Москве.
Конечно, в отличие от российских журналистов для немецких коллег характерна узкая специализация. Поэтому процессы, происходящие в Москве, кроме банальной экономии средств, можно объяснить и тем, что уходят сенсанционщики и остаются аналитики и экономисты. Интерес к России не падает, он просто меняет свой вектор.