В середине ноября театральная общественность была, можно сказать, взорвана. Как гром среди ясного неба прозвучала новость о рабочем совещании в Союзе театральных деятелей, где председатель этой общественной организации поставил под сомнение уже объявленные решения – о сроках проведения очередного фестиваля и составе жюри. Скупые строчки официального сообщения, казалось, скрывали полноту открывшейся картины: говорили о нарушении процедуры, обязанностей, закрепленных в договоре и положениях, регулирующих порядок проведения фестиваля и премии «Золотая маска»: «Нарушение процедуры утверждения состава жюри и сроков проведения фестиваля делают их недействительными». Замечания были приняты всеми к сведению, все участники договорились вернуться к этому вопросу в еще более официальном ключе – на заседании секретариата СТД РФ 10 декабря 2012 года.
И что же? Если судить по официальному пресс-релизу, все хорошо, все хорошо. На заседании секретариата СТД вопрос о театральном фестивале, можно сказать, затерялся среди 23 других, вероятно, не менее важных. Директор премии и фестиваля «Золотая маска» Мария Ревякина «признала правомерность замечаний со стороны руководства СТД РФ как учредителя и организатора премии и фестиваля «Золотая маска» в связи с обнародованием дирекцией составов жюри фестиваля и сроков его проведения до принятия соответствующих решений секретариатом, как это предусмотрено действующим положением». На том и сошлись, сроки проведения фестиваля, раз уж все про них слышали, решили не менять, состав жюри тоже оставили без изменений. Но ведь процедурные вопросы не единственные проблемы «Маски», если иметь в виду претензии, которые объявлялись публично.
Так к чему было бунтовать?
Чуть ли не главное требование: об упоминании во всех публичных мероприятиях, в рекламных и информационных материалах «Золотой маски» Союза театральных деятелей, ее учредителя и организатора. Еще одно важное решение секретариата – объявление лауреатов в самой почетной номинации «За выдающийся вклад в театральное искусство». Лауреатов теперь даже не двое, а в этот раз, вероятно, чтобы ликвидировать тот самый, известный по анекдоту, неприятный осадок, их пять! Три народных артиста СССР, Леонид Броневой, Татьяна Доронина и Иван Бобылев, два народных артиста России, Зинаида Шарко и Александр Белинский, к ним добавили еще одного народного артиста СССР, режиссера Роберта Стуруа, его наградят «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства». Надо было еще пятерым дать, чтобы уж точно никого не обидеть. Нелепость, иначе не скажешь: за все годы существования «Маски» ни одного спектакля у Татьяны Дорониной, достойного номинации, не нашли. Может, и правильно. Но тогда к чему сейчас так неловко исправлять ситуацию?
В публикациях последних месяцев, в частности в «НГ», замечалось как странность: директор национальной театральной премии одновременно теперь является и директором одного из московских театров. Конфликт интересов? Ну, это же там, в министерствах обороны, культуры, образования и т.д., конфликты интересов вызывают понятные подозрения и в коррупции. У нас не так, поскольку люди связаны с духовностью. Писали, что эксперты из года в год кочуют одни и те же. Так что же – дирекция фестиваля приняла «к сведению замечания о необходимости ротации...».
Деятели театра и шире – мастера культуры часто ставят вопросы о чистоте рядов, о честности и открытости. И правильно делают, что ставят. Но в этих случаях важно быть самим и честными, и открытыми.