Фото Reuters
Запланированное на сегодня голосование о запрете на усыновление сирот американцами в ответ на «Акт Магнитского» может стать кардинальным поворотом в судьбе Госдумы и, возможно, всей российской власти. Желание наших чиновников побольнее ущипнуть Штаты за «антироссийский» закон, вероятно, кажется логичным тем, кто смотрит на него из коридоров власти. Однако в глазах граждан бессмысленный шантаж американцев судьбами российских сирот выглядит бесчеловечно.
Поспешное принятие спорных законов уже серьезно подорвало авторитет нынешнего состава Госдумы. А предстоящее голосование против сирот в увязке с «Актом Магнитского» может нанести парламенту непоправимый ущерб. И дело здесь не столько в самом запрете усыновления, сколько в его обосновании, а также демонстрации цинизма и пренебрежения судьбами беззащитных российских граждан.
Напомним, что идея моратория на усыновление в США никогда не вызывала в России особых протестов, поскольку объяснялась она стремлением защитить наших детей в американских семьях после нескольких вопиющих случаев нарушения их прав. В начале июля этого года в Кемерове уже был принят областной закон о запрете усыновления детей в США. Случилось это после сообщений детского омбудсмена Павла Астахова о том, что американские власти препятствуют общению правозащитников и консулов с российскими сиротами на ранчо Ranch for kids в штате Монтана, куда американские приемные родители передавали сирот, не справившись с их воспитанием. «Мы хотим, чтобы наши маленькие соотечественники, переехав за океан, не оказались бы на обочине жизни», – подчеркивал тогда руководитель фракции единороссов Андрей Воробьев.
Сегодня же ситуация с запретом на усыновление принципиально иная: граждане видят, что побудительным мотивом является не забота о сиротах, а лишь попытка найти самый болезненный ответ на «Акт Магнитского». При этом избиратели убеждаются, что парламентариев мало беспокоит будущее детей – как в США, так и в самой России. Ведь в противном случае думские фракции могли бы заняться этой проблемой задолго до принятия в США «антироссийского» закона. По данным министерств, в нашей стране сегодня от 660 до 730 тыс. сирот, в том числе и социальных. До 2 млн. формально имеют родителей, но фактически являются беспризорными. По данным Минобрнауки, иностранцы ежегодно усыновляют 3,5 тыс. детей, из них около 900 – в США. Эти цифры показывают, что забота о сиротах нужна – но прежде всего в России, а не в США.
Никто, например, не мешал заняться ликвидацией в России детских домов с передачей всех детей в приемные семьи под постоянный контроль государства. Ведь, по официальным данным, расходы казны на одного сироту в детском доме доходят до 2 млн. руб. в год. Если эти бюджеты передать ответственным родителям, то они могли бы не только содержать и воспитывать детей, но и обеспечить их жильем. Однако сегодня депутаты заняты совсем другим: они стараются за два дня навсегда закрыть для сирот возможность усыновления в США.
В понедельник вице-спикер Госдумы Сергей Неверов заявил, что парламентское большинство готово поддержать запрет усыновлений в США или по крайней мере приостановить их. В тот же день думский комитет по конституционному законодательству рекомендовал к принятию поправку о запрете усыновлений в США российских сирот. За запрет уже высказались и фракции меньшинства.
Такая неадекватная реакция на «Акт Магнитского» уже привела к расколу в российской власти. Так, министр по вопросам открытого правительства Михаил Абызов назвал запрет усыновления американцами большой ошибкой. Против запрета выступили глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов и глава МИД Сергей Лавров. Однако президентский омбудсмен Астахов – напротив – уверен, что американцам еще два года назад надо было запретить усыновлять российских сирот.