Фото Reuters
Во время недавней избирательной кампании в США была опубликована программа в области образования кандидата на президентский пост Митта Ромни. То, что собирался сделать претендент в случае своей победы, поразительно напоминает преобразования, которые сегодня проходят у нас. Главная претензия Ромни к Обаме состояла в том, что Обама почему-то отдает предпочтение повышению госрасходов на образование, а не «настоящим реформам». Какие же главные реформы в школе предлагал сделать Ромни?
Первая – «деньги следуют за учеником из школы в школу». Как раз то, что сегодня происходит в российском образовании и уничтожает маленькие элитные школы. Формула, когда деньги школа получает за каждого учащегося, хороша только для школ-гигантов. Вслед за ее применением обязательно следует еще одна мера. Неприятная, временами насильственная – объединение школ. Результат нынешнего активного применения этой меры пока не ясен.
Если Министерство образования и науки РФ идет к своей главной заявленной школьной цели – «индивидуальная образовательная траекторией развития», – провозглашая родителей союзниками, почему так игнорирует их мнение? Социологические опросы показывают: 76% родителей из мегаполисов (и чуть меньше из других городов) хотят, чтобы их дети учились в небольших школах с углубленным изучением каких-либо предметов. Неужели родители настолько глупы, что счастья своего не понимают?
Другая цель трансформации средней школы, как заявлено Минобрнауки, – поднять середнячков. То есть выровнять всех. Выровнять не образование, а финансирование во всех школах. При этом разрешить организациям (не только школам) заниматься талантливыми детьми. Тут обратимся к еще одному пункту плана Митта Ромни. Он предлагал в своей программе перейти на оплату педагогов по качеству их труда… У нас уже довольно приличное время государство занимается оценкой учителей. Самый главный вопрос – по каким критериям выявлять лучших?
На днях сайт «Новый Калининград» напечатал показатели, по которым определяли в регионе лучших учителей и лучшие школы. Показатели таковы: доля детей, охваченных питанием в школах; доля детей, охваченных дополнительным образованием; доля детей, победивших в олимпиадах; доля детей, получивших хороший балл по ЕГЭ; доля детей, снятых в течение текущего года с учета в полиции… И чтобы добиться высоких показателей, директора сами скупали горячее питание, а затем выливали его в унитаз. Родители доставали справки про кружки и т.д.
Нам говорят, что все мероприятия, затеянные Минобразнауки, проводятся из-за жесткой финансовой экономии. Однако скупой платит дважды. Не повышают зарплату педагогам – в педвузы идут в результате не те студенты. На выходе имеем не тех выпускников. Конкурса педагогов в школы нет. Затем мы плохих учителей все время переучиваем, переаттестовываем и очень надеемся, что они вдруг по указке министерства станут гениями-учителями. И в итоге имеем плохие знания школьников.
Мы сейчас пытаемся скопировать у Америки все, что она последовательно – сменяя одно другим, разочаровываясь и с чем-то соглашаясь – осуществляла на протяжении последнего столетия. Пытаемся скопировать даже то, что она еще только хотела бы осуществить. И пытаемся это сделать сразу и быстро: тестирование, стандарты, подушевое финансирование, слияние школ, проектная деятельность, тьюторство, умение работать в команде и т.д. При этом, разрушая привычное и наработанное годами, Министерство образования и науки РФ сваливает большую часть финансирования и организационной работы на местные органы власти. А они не всегда к этому готовы. И в результате получается пока удачно лишь разрушать.